Обычно в соцсетях пилоты пишут о романтической стороне профессии: красивые виды из кабины экипажа, новые города и страны, манящее небо... А мы поговорили со вторым пилотом вертолета Ми-8 Полиной Крецу о более приземленных вещах в жизни авиаторов: обсудили трудоустройство, соцпакет, отпуска, карьерный рост, зарплату и даже путевки в санаторий!
— Как вы устроились в «ЮТэйр»?
— При прохождении летной практики, будучи курсантом Омского летно-технического колледжа, подписала ученический договор с авиакомпанией. Он гарантирует трудоустройство после выпуска и получения свидетельства пилота. Я с детства мечтала об авиации. Большая часть моей семьи: бабушка, дедушка, мама — тоже сотрудники «ЮТэйр», раньше работала в компании и тетя. В «ЮТэйр» я встретила будущего мужа, он работает бортмехаником на вертолете Ми-8. Если посчитать общий стаж всей нашей семьи в авиакомпании, получится 133 года!
— Сразу начали летать или были вводные курсы, помогали как новичку? Вообще, какая есть программа обучения для молодых пилотов в «ЮТэйр»?
— После трудоустройства была сформирована группа молодых специалистов — бывших курсантов, которые подписали те самые договоры в колледже. Мы прошли курсы повышения квалификации и тренажерную подготовку. Далее нас распределили в летные подразделения в разных городах.
Первые 200 часов я выполняла полеты в закрепленном составе экипажа, то есть у меня были одни и те же командир и бортмеханик. Это сделано для того, чтобы молодой сотрудник адаптировался. Закрепленный командир вводил в курс дела, знакомил с работой на рейсах и районами выполнения полетов, объяснял, как правильно обращаться с бумагами, полетным и электронным заданиями, радиообменом и так далее.
— Реален ли в «ЮТэйр» карьерный рост и как скоро второй пилот может стать КВС?
— Согласно программе развития компетенций второго пилота ввод в строй в качестве командира воздушного судна возможен на четвертый год работы при общем безаварийном налете не менее 1500 часов. Также сотрудник должен иметь соответствующий уровень теоретических знаний и практических навыков.
Поэтому да, карьерный рост реален.
— А возможно ли сменить тип ВС? Кто оплатит дополнительное обучение, если потребуется?
— Да, возможно. В этом случае с сотрудником заключается ученический договор и пилот проходит переобучение, но после он должен отработать в авиакомпании определенное время. Если же после переобучения пилот решает уволиться раньше срока, то при увольнении из положенных ему выплат удерживается остаточная стоимость обучения.
— Пилоты и пилотессы работают равное количество времени или для женщин другие нормы?
— Разграничений между вторым пилотом женщиной и мужчиной нет, есть просто сотрудник — второй пилот. Поэтому количество рабочего времени одинаковое.
— То есть и продолжительность отпуска одинаковая?
— Всё верно! Количество дней отпуска не зависит от пола.
— А от чего зависит? У пилотов длинный отпуск?
— Размер отпуска пилота зависит от стажа работы: чем больше работаешь, тем дольше отдыхаешь. По законодательству 28 дней — стандартный отпуск во всех предприятиях РФ. Дополнительные оплачиваемые 24 дня отпуска предоставляются работникам, которые трудятся в районах Крайнего Севера.
— А в целом коллеги привыкли слышать женский голос в эфире?
— Да. Кстати, есть одна история, связанная с моим голосом, которая произошла в самом начале моей работы в авиакомпании.
При подходе к населенному пункту экипажи должны выдать в эфир такую информацию, как номер борта, высота, удаление, куда подлетает борт и так далее. Я это все доложила, полет прошел как обычно. А потом я прихожу на послеполетный разбор, и другие экипажи мне говорят: «Поля, ты нас так напугала! Мы подумали, что РИ-65 сработал в эфир».
РИ-65 — речевой информатор, который выдает в эфир информацию об аварийных ситуациях, таких как, например, пожар. Между собой авиаторы называют это устройство Ритой, и у него женский голос, похожий на мой.
Женский голос используется, потому что он привлекает внимание и чище звучит по самолетному переговорному устройству. Если вдруг магнитофон начнет «тянуть» из-за падения напряжения, то мужской голос станет невнятным несколько раньше из-за тембра более низкой частоты.
Ну ничего, со временем к моему голосу все привыкли! Теперь знают, что это не Рита говорит, а Полина.
— Бывает ли так, что рейс выполняет полностью женский экипаж?
— Не представлялось возможным такое увидеть, но было бы очень интересно в этом поучаствовать.
В компании пока нереально собрать чисто женский экипаж, так как у нас нет девушек — командиров Ми-8, есть только на AS-350, и нет девушек-бортмехаников.
— Вы можете бесплатно летать рейсами «ЮТэйр»? А ваша семья?
— Согласно коллективному договору, льготным тарифом может воспользоваться любой сотрудник авиакомпании, не только пилот. И да, это распространяется на членов семьи, включая родителей, бабушек, дедушек, родных братьев и сестер.
— А санаторий компания компенсирует?
— Авиакомпания предоставляет сотрудникам путевки в санатории с компенсацией части стоимости.
— Что в работе пилота по-настоящему круто и очень интересно? Полеты, командировки, виды сверху, скорость? Без чего ты лично уже не представляешь своей жизни?
Интересно и круто — это разнообразие деятельности: санитарные задания, рейсовые полеты, полеты на заказчика, тушение пожаров летом и многое другое.
Работа приносит удовольствие, ведь мы помогаем людям в столь суровых условиях, где нет обычных дорог и часто жизнь человека зависит от вовремя выполненного вылета!
Без романтики тоже никуда. Во время полета интересно наблюдать за облаками, закатами, видами заснеженного леса — всё это завораживает. Часто, особенно весной, когда начинает таять снег, видно лесных животных: проснувшихся медведей, которые выходят к рекам, оленей, лосей…
— За такую нелегкую работу, наверное, и зарплата соответствующая?
— Зарплата в авиакомпании конкурентоспособная по сравнению с другими авиапредприятиями и полностью меня устраивает! Она достойная, а самое главное — стабильная, без задержек, выплачивается всегда четко и в срок.
В АО «ЮТэйр — Вертолетные услуги» нет «неженских» профессий. Девушки летают наравне с пилотами-мужчинами, смело берутся за ответственные задания и всегда выполняют их быстро и безопасно. Часто в организацию приходят вместе с семьей, авиационные династии — не редкость для «ЮТэйр». Надеемся, что с годами их станет еще больше!