Светлана Леонидовна снова торопилась к сестре. На самый удобный автобус она опоздала, пришлось около часа слоняться между колоннами автовокзала. Наташка, племянница её, «снова замуж собралась за какого-то уж больно шустрого хлыща, готового даже ребенка её усыновить». Именно так охарактеризовала намечающегося зятя её сестра, Валентина Леонидовна.
– Ты, Света, навести нас в выходные. Посмотришь, оценишь. Может донесешь до моей простофили, что с умом мужей выбирать надо. Мать же ж никто не слушает! Я ведь женщина простая, в деревне живу, на рынке торгую. А ты у нас все-таки интеллигенция. Объясни Наташке как следует, что не стоит уши-то на всякие сказки развешивать.
– Валь, ну, может он и ничего еще окажется. Почему ты его сразу в хлыщи записала? Все-таки у Наташи плохой опыт уже есть. Не должна она второй раз выбирать кого попало.
– Света, ну разве может молодой, холостой и нормальный на женщину с ребенком кинуться, да еще и усыновление предложить? Это при том, что столько красивых, одиноких, без детей! Нечисто тут что-то! Чувствую, что волка в овечьей шкуре в дом тащит.
– Валь, давай не будем делать выводы раньше времени. Познакомимся, приглядимся. В случае чего поговорим с Наташей. Она девочка разумная, знает, что ничего плохого мы ей не желаем.
Валентина разрыдалась в голос.
– То-то и оно, что не желаем. Я же за внучку боюсь. Неспроста это, Свет, ой, неспроста. Думает, наверное, что раз Наташа с ребенком, так любого за благодетеля примет. А оно иногда лучше одной прожить свой век, чем какого-то альфонса содержать. Приезжай. Если что, вдвоем убеждать будем.
Светлана Леонидовна об одинокой жизни знала всё, или почти всё, поэтому согласилась. Конечно, можно было бы не трястись по автобусам и с племянницей к сестре приехать, но тётка не захотела.
В который раз описывая круг в ожидании своего рейса, женщина пожалела о своём решении. Наконец, объявили посадку, потом за окном стали сменяться пейзажи, и вот Светлана Леонидовна в родной Козыревке.
Подходя к дому сестры, она не поверила своим глазам. Показалось, что возле ворот стоит знакомая машина. Приблизившись, женщина заглянула в салон. Теперь она была точно уверена, что однажды ехала в этой машине.
Светлана Леонидовна передвигалась большей частью на общественном транспорте. Права она не получила, а такси не любила. Дороговато, да и опасно. Сколько ходит в народе всяких страшных историй про этих таксистов! Поэтому свои редкие поездки с посторонними людьми она помнила хорошо. А уж тот случай был совсем уникальным.
– Не может быть! – с ужасом прошептала Света. – Небритый в зачуханной футболке и непонятных штанах! Неужели Наташка до такого докатилась? Да уж, повороты жизни! А ведь я была так убеждена, что она никогда на такое непонятно что не посмотрит! Ой-ё-ёй! Вот что демография с девчатами делает! Даже за таких замуж согласны идти. Бедная Валя! – женщина прижала руку к груди. – Каково ей там сейчас …
Она открыла калитку. Пес, узнав родного человека, молча завилял хвостом. Дверь оказалась незапертой, и Светлана тихо прокралась в дом.
– Мам, ну ты что? – послышался осуждающий голос племянницы.
– Ничего. Я прошу всего лишь показать паспорт! Ты сама хоть его смотрела? Может быть там штуки три жены и детей куча, – недовольно и твёрдо ответила Валя.
– Всё в порядке, Наташа. Он у меня с собой. Валентина Леонидовна, держите.
Мужской голос Свете тоже показался отдаленно знакомым.
– Ах, ты пройдоха! – раздался возмущенный визг сестры. – Ты чей паспорт мне суёшь? Иван, выгони взашей этого подлеца!
– Мама!
– Что случилось? – Светлана Леонидовна, наконец, сняла верхнюю одежду, разулась, прошла в комнату и обомлела. – Это кто?
Молодой приятный парень улыбнулся ей.
– Здравствуйте, Светлана Леонидовна. Это я, Вячеслав, узнаёте?
Иван Дмитриевич, отец Наташи, в замешательстве рассматривал фото в паспорте.
– Аферист! – кричала Валентина. – Он мне сразу не понравился. Иван, что ты стоишь? Выкинь его из дома! Ишь, чего удумал, ирод, ребенка усыновить!
Слава стоял растерянный и красный, словно вареный рак. Наташа с отчаянием и обидой смотрела на мать. А Валентина, выхватив паспорт из рук мужа, сунула его сестре со словами:
– Посмотри! Ты видишь? Это совершенно разные люди!
Светлана пригляделась. С фото на неё смотрел лохматый и бородатый молодой человек. Конечно, он был не настолько заросшим, каким она увидела Славу впервые, но совершенно не похож на приятного молодого мужчину, которого она видела перед глазами.
– Валя, не кипятись, – произнесла сестра. – Вот с этим, – она показала на фото в паспорте, – я знакома. Ездила в его машине, той самой, что стоит у ваших ворот. И даже была в гостях у его родителей. Между прочим, очень достойные и хорошие люди. А вот этот… – она с сомнением посмотрела на насторожившихся Вячеслава и Наташу. – Хотя голоса у них похожи… Молодой человек, напомните мне, о чем мы с вами беседовали, – хитро прищурилась женщина.
Лицо Славы мгновенно стало пунцовым от стыда.
– Вы сказали, что свадьба мне не грозит, – глухо ответил он, – потому что среднестатистический бомж выглядит намного лучше меня.
Повисшую на мгновение тишину прервала Наташа.
– Тётя Света, как вы могли? – поразилась девушка.
Она подошла к тётке и взглянула на злосчастную фотографию в паспорте.
– Слава, неужели это ты???
– Я, – ответил парень, поборов новую волну позора. – Наташа, ты и твоя тётя, сами не зная этого, заставили меня во многом измениться. На самом деле, ты мне понравилась задолго до того, как мы случайно оказались в одном самолёте.
– Никогда бы не подумала, что тот бородатый мужчина, который меня подвозил, мог бы так преобразиться! – восхищалась Светлана Леонидовна.
– Да, передо мной была высокая планка, – подмигнул ей Слава, – но я её перепрыгнул, правда?
И они, понимающе глядя друг на друга, рассмеялись.
Дальше беседа протекала намного спокойнее и приятнее. Вмешательство Светланы Леонидовны успокоило мать Наташи.
Обсуждали в этот вечер многое. И злополучные квадратные метры, которых оказалось у всех достаточно, и машины, и зарплаты. А, главное, намерения молодых и судьбу Олеси.
Слава настаивал на официальном усыновлении, говорил, что семья должна быть единой и ребенок не должен чувствовать себя или кого-то в ней чужим. Спорили долго, пока родители не согласились.
Ну а дальше было сватовство, свадьба.
Наташа с дочкой переехали в квартиру Славы. Жизнь потекла размеренно и счастливо. Дела семейные разделились сами собой, без скандалов и упреков, разноцветные крышки на контейнерах теперь уже ничего не значили. Молодая жена не могла нарадоваться, до чего же супруг ей попался хозяйственный и самостоятельный в быту. Всё умеет: и убрать за собой, и приготовить. К тому же щедрый. А чего жадничать, когда в доме одни цели, одни планы и один кошелек, мир и взаимопонимание?
Екатерина Фёдоровна оказалась прекрасной свекровью. На Наташу разве что не молилась. До того была рада, что её любимый Славик, наконец, женился, и так удачно! Со своими советами и наставлениями в семью сына не лезла, пыль на полках не проверяла, и в шкафы не заглядывала. А Олесю любила. Всякий раз, когда Наташе нужна была помощь, заводил Борис Кондратьевич машину и вез жену на выручку молодым. А в первый год такое бывало, ох как часто, потому что Олеся пошла в садик и нередко болела.
Порой доходило до того, что Валентина Леонидовна в тайне ревновала внучку.
– Чего это у тебя свекровь опять с ребенком сидит? Мне не могла что ли сказать? – выговаривала она дочери.
– Мам, – ласково отвечала Наташа, – ну у тебя же дом, хозяйство. А она свободна, Олесю любит. Не сердись, пожалуйста.
Валентина Леонидовна умом все понимала, а в сердце порой огонь пылал.
Ко второму мужу своей старшей дочери она приглядывалась еще долго, а потом не раз наставляла младшую:
– Смотри, Лиза, на отца да на зятя и ищи себе такого же. Тогда будешь за мужем в сказке жить, а не просто замужем слезы подтирать.
Прошли годы. Наташа уже родила сына. Были трудности, печали, радости. Многое было в этой семейной паре, кроме лжи и измен. Но отношения друг к другу остались прежними, только стали глубже и крепче.
А Вячеслав, любуясь своей женой, бывало, вспоминая прошлое, удивлялся:
«Как же можно поменять всё, когда по-настоящему любишь!»
Список рассказов
Рассказ "Высокая планка". Часть 34
Начало / Предыдущая / Следующий рассказ "Вахтовый метод"