Найти тему
93,4K подписчиков

Стресс: смысл, развитие, методы профилактики и преодоления

Краткий конспект одной моей лекции.

Физиологи называют стрессом особую сложную реакцию организма, направленную на поддержание гомеостаза - постоянства внутренней среды. Он старается как можно быстрее восстановить прежнее состояние. Такая реакция универсальна, она возникает в ответ на самые разные события и не зависит от внешних условий.

В быту стрессом обычно называют неприятное психологическое напряжение, возникающее в страшных, сложных, «нервных» ситуациях — в катастрофах, при конфликтных отношениях, слишком быстром темпе жизни, в сложной работе и т.п.

Факторы, вызывающие стресс, называют стрессорами, а ситуации — стрессогенными. Но для простоты будем называть их стрессом.

Слабый стресс, который тонизирует или вызван положительными эмоциями называют эустрессом.

Стресс, с которым организм не в силах справиться, называют дистрессом. Он может подорвать здоровье человека и привести к тяжёлым заболеваниям.

Стресс малой интенсивности, не способный вызвать тяжелое состояние, повышает устойчивость организма к действию такого же или любого другого сильного стрессора.

Стрессогенные ситуации оценивают:

  • по степени эмоциональной окраски – положительные и отрицательные;
  • по продолжительности – кратковременные и долгосрочные (или острые и хронические);
  • по локализации – физиологические и психологические (информационные и эмоциональные);
  • по среде возникновения – физические (экологические), личные - физиологические, социальные.

Стадии развития стресса

Защитная реакция организма при продолжающимся или повторяющимся действии стрессора проходит через три определенных стадии.

Первая стадия (alarm reaction) – мобилизация. Происходит активизация всех систем организма, особенно гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы (ГГНС). Немедленно мобилизуются защитные ресурсы. Одновременно угнетаются функции, которые не так важны для выживания организма, пока действует стресс-фактор. Это рост, регенерация, пищеварение, репродуктивные функции, лактация. На этой стадии поведение регулируется лимбической системой мозга, которая отвечает за быстрые досознательные реакции выживания.

Сначала запускается ориентировка — человек замирает, даже может казаться дезориентированным. В это время работает интуиция - происходит оценка среды, ситуации, ее опасности, похожести на другие, уже известные случаи. И решаются вопросы «что произошло», «как быть», «что делать или не делать».

В зависимости от силы и переносимости ситуации, запускаются разные стратегии преодоления - активная или пассивная. Пассивная — вовсе не значит плохая. Люди с пассивной реакцией на первой фазе стресса хорошо приспособлены к выживанию длительных неблагоприятных условий. Китаев-Смык отмечает еще одну реакцию — конструктивную, у тех, у кого изменения в поведении или эмоциональных реакциях не заметны. Возможно, Вы уже подумали о том, как обычно реагируете. Если хотите - поделитесь в комментариях.

Если быстро избавиться от стрессора не удалось, организм начинает адаптироваться к ситуации, перестраивается на режим терпения и экономии энергии. Начинается Вторая стадия – резистентности (stage of resistance, устойчивости). Устойчивость повышается и к причине стресса, и к другим патогенным раздражителям. Если влияние стрессора ослабевает или прекращается, вызванные ими изменения в организме (баланс гормонов, обмен веществ и т.д.) постепенно нормализуются.

Если стресс продолжается, организм перестраивается на режим ожидания и терпения, ведь прежние попытки справиться оказались неэффективными. Снижается двигательная и интеллектуальная активность, развивается особое реагирование — подскакивает или падает артериальное давление, возникают спазмы сосудов, приступы слабости или невнятного дискомфорта, головные боли, апатия. Пропадает удовольствие от преодоления трудностей. Такая форма защиты работает, когда неизвестны или невозможны активные способы борьбы со стрессором.

Эти странные и неприятные реакции – попытка организма быть готовым защититься от возможных опасностей.

На случай внезапного бегства находятся в напряжении сердце и сосуды — и вот вам спазмы, скачки давления, стенокардия.

На случай возможных ранений активируются особые ткани, чтобы заращивать раны — и пожалуйста, новообразования, сначала добро- а потом и злокачественные. А еще повышается свертываемость крови (привет, тромбофлебит!)

На случай отравления усиливается самоочищение — растет потливость, слюнотечение, выделение мочи, усиливается перистальтика кишечника вплоть до медвежьей болезни, возникает тошнота. У некоторых в желудке усиливается выделение пищеварительного сока — и вот уже гастрит, а то и язва.

На случай заражения опасными инфекциями усиливается иммунитет — в результате могут возникать опасные подъемы температуры «на пустом месте» или аутоиммунные заболевания.

При длительном стрессе человек может страдать от гипернастороженности, гиперчувствительности, когда напряжение мышц может восприниматься, как боль, нарушается обмен веществ.

Заметьте — заболевания развиваются из неприятных состояний, которые занятый человек часто не воспринимает, как нечто серьезное. А физиологи, между прочим, дали этим состояниям имя предболезни. Надо ли говорить о том, что на стадии, когда «что-то плохо, но еще не настолько болит», исправить ситуацию гораздо легче, чем на стадии сформировавшегося заболевания?

Третья стадия - истощения (stagе of exhaustion) наступает, когда стресс не прекращается, а ресурсы, необходимые для адаптации, иссякают. Общая сопротивляемость организма падает, адаптивные реакции переходят в патологию. Развиваются заболевания, возможен летальный исход. Надо ли до нее доводить, если есть возможность этого не делать, как полагаете?

Стрессов избежать нельзя. Но можно повысить устойчивость к ним и найти ресурсы для профилактики и быстрого восстановления.

Как оценивают стресс

  • По субъективной оценке опасности стрессора для жизни или целостности человека;
  • По чувствительности к стрессору, его значимости для человека;
  • По степени неожиданности;
  • По близости действия к крайним пунктам личной шкалы «приятно-неприятно»;
  • По продолжительности действия стрессора;
  • По неопределенности сроков действия или неожиданному продлению;
  • По контролируемости стрессора.

Стрессоры

Это некие события или ситуации, на которые организм реагирует стресс-реакцией. Они могут возникать снаружи (любые события извне) или внутри (экзистенциальный кризис, например), быть разной силы, длительности и частоты. Их также можно разделить на 3 группы - социальные (связанные с человеческими отношениями), экологические (связанные с состоянием окружающей среды) и домашние, связанные с местом обитания, едой, одеждой и личным пространством.

Социальные стрессоры:

  • Отношения: с собой, близкими, соседями, коллегами и начальством, разными специалистами (доктора, учителя, продавец в магазине, парикмахер, чиновники и т.д.), работой и деньгами.
  • Информационное загрязнение.
  • Плотность населения города. При увеличении общей численности повышается психологическая напряженность, увеличиваются темпы жизни, избыток контактов приводит к отчужденности и эффекту «одиночества в толпе».

Средовые стрессоры:

  • Организация городского пространства, узнаваемость районов, этажность застройки, инфраструктура, транспорт и т.п.
  • Физические характеристики — качество воды, воздуха, земли, погода и ее изменения. Загрязнения: шумовое, воздушное, тепловое, световое, информационное.
  • Городская природа – сохранность и устойчивость экосистем, количество и качество зелени, видовой состав, полноценность и устойчивость природных сообществ, плотность травяного покрова, возможности жизни животных (насекомые, птицы, млекопитающие).

Домашние стрессоры:

  • Территориальные — жилое пространство, функциональное разделение, приватность, возможности изоляции и совместных действий, количество членов семьи в одной квартире.
  • Пространственно-предметные — личные вещи, еда, эргономичность, домашние животные и растения.
  • Сенсорные — цвет, свет, формы, фактуры, запахи,
  • Поведенческие — семейные традиции, послания от предков и т.п.

Методы профилактики и преодоления

Активно-познавательный - упорядочение оценки стрессовой ситуации. Им хорошо заниматься на групповых или индивидуальных встречах с психологом, приглашаю, пишите «хочу» в личку или в комментариях!

Активно-поведенческий - преодоление непосредственно стрессовой ситуации.

Уклонение - уход от конфронтации со стрессом.

Превентивный - здоровый образ жизни, обеспечение благосостояния окружающей и личной среды, исследование и организация личного пространства, оценка личных режимов физической активности, труда и отдыха, сна и питания, отношений с бардаком и порядком и т. п. и выстраивание своей активности исходя из своих особенностей (это хорошо делать на моих мастерских и практикумах, о которых Вы можете прочитать на сайте ecotherapy.ru или спросить у меня).

Социальный - различные виды социальной поддержки. (общение с близкими людьми, снова группа, мастерские или практикум — приглашаю!)

Если Вам уже знакомы хоть малейшие проявления предболезни и Вы хотите заняться профилактикой, пишите мне в личку, оставляйте сообщение в комментариях. Я свяжусь с Вами, мы обсудим Ваше беспокойство и наметим пути решения.

Приглашаю на бесплатную диагностическую консультацию. Мы исследуем природу Вашего состояния и наметим пути решения проблемы.

Автор: Ксения Александровна Пахорукова
Психолог, Для уставших

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru