Музыка в сериалах играет важную роль. Она позволяет создать атмосферу сюжета, помогает передать эмоции персонажей и заставляет зрителей вдумчиво следить за происходящим на экране. Некоторые сериалы получили огромную популярность благодаря своей главной теме. Поэтому, здесь речь пойдёт о несколько гениальных музыкальных композиций к зарубежным сериалам, что заставляет вновь переслушать.
«Рабыня Изаура»
Пожалуй, будет уместно, если начать с того сериала, который является самым первым, что было показано по телевидению СССР. В своё время улицы в прямом смысле пустели, потому что все советские зрители сидели в своих комнатах и ждали, когда начнётся теленовелла.
Начнём с того, что «Рабыня Изаура» — бразильский телесериал, снятый в 1976 году по одноимённому роману Бернарду Гимарайнша 1875 года. В главных ролях снялась начинающая актриса Луселия Сантус и звёзды бразильских телесериалов того времени: Рубенс ди Фалко (в роли рабовладельца Леонсио), Норма Блум (в роли Малвины), Атила Йориу (в роли Мигеля).
Основной музыкальной темой сериала стала песня «Retirantes» («Эмигранты»). Её написал бразильский композитор Доривал Каимми еще в 1946 году для спектакля Жоржи Амаду «Бескрайние земли». Тогда музыка сопровождалась словами о тяжелой доле темнокожих рабов. Для заставки «Рабыни Изауры» была оставлена лишь мелодия и добавлены странные слова, которые не имели ничего общего с первоначальным текстом песни. Более того, оказалось, что повторяющаяся фраза "унгазун гарунге" лишена всякого смысла: таким набором звуков авторы сериала совершили попытку сымитировать язык темнокожих рабов.
«Богатые тоже плачут»
Данный сериал считается вторым, что был показан в СССР после трансляции «Рабыни Изауры». Только создан был на территории Мексики в 1979 году, по одноимённому роману Инес Родены и состоял из 248 серий по 23 минуты каждая. Поначалу на советском центральном телевидении шёл пробный показ первых 8-ми серий. Затем, показ был прерван из-за сомнительного успеха (так считало руководство телевидения). Однако стали поступать от многих зрителей просьбы вернуть сериал, и показ был возобновлён.
Во время трансляции сериала люди, находясь в транспорте, в магазинах, на рынках живо обсуждали сюжет. Популярность подкрепляет главная музыкальная тема, которую написал Хосе Антонио «Потро» Фариас — мексиканский композитор кино и телевидения. А исполнительницей стала Вероника Кастро. Та самая актриса, кто играла главную роль — Марианны Вильяреаль де Сальватьерры. Если перевести текст песни, то можно предположить, что песня как-бы объясняет общий смысл сюжета, причем в сопровождений кадров вступительной сцены, где фигурирует Марианна. А в чем заключается этот смысл — ответ на этот вопрос находится в каждой серий.
Надо сказать, что прямо по ходу сериала «Богатые тоже плачут» менялись актёры. Это происходило не из-за большого количества серий, а из-за того, что возник конфликт между компаний Televisa и национальной ассоциаций актёров, которая запретила 14-ти актёрам сниматься дальше. Несмотря на это, в России и в некоторых других, преимущественно развивающихся, странах (Бразилия, Турция, Португалия, Китай) сериал произвёл настоящую революцию в телевизионном жанре и стал своего рода классикой, на которую впоследствии опиралась дальнейшая мексиканская, латиноамериканская, а затем и российская телеиндустрия.
«Рыцарь дорог»
Сериал, созданный в 1982 году, прославился не только тем, что его транслировали во всех странах мира (в том числе и в России), но и благодаря актёру Дэвиду Хассельхоффу и автомобилю Pontiac Firebird Trans Am. Невозможно не отметить и важный фактор успеха для сериала — музыка. Точнее, главная тема. Над созданием работали композитор Стью Филлипс и создатель проекта Глен А. Ларсон. По воспоминаниям Филлипса, на его видение музыкальной темы повлияло руководство сети. Им понравилась некая немецкая тема, что была создана при помощи синтезатора. Тема сериала получилась сильнее оригинала. Усвоили опыт коллег, и подошли к решению задачи немножко по-другому. До этого на телевидении превалировала музыка, созданная с помощью синтезаторов. Для создания темы «Рыцаря дорог» было использовано 6 синтезаторов, ударные инструменты, а также низкие частоты.
Такая разновидность мелодии подчеркивает драматичность момента в детективе с элементами жанра фантастики. А вступительная заставка не только дополняет драматичность в 2 раза, но и знакомит зрителя с человеком, которого не существует, и который ведёт борьбу с теми людьми, кто действует вне закона.
«Твин Пикс»
Когда речь идёт об этом сериале, сразу вспоминается сцена с мёртвой Лорой Палмер. С напряжённым любопытством чуть ли не каждый зритель следил за тем, как агент ФБР Дейл Купер постепенно вскрывал тёмную тайну с виду тихого и провинциального городка. Тревожное мистическое настроение навевала уже мелодия, благодаря которой открывалась каждая серия «Твин Пикс». Это драматический сериал, созданный режиссёром Дэвидом Линчем и сценаристом Марком Фростом в 1990 году. Сюжет происходит в вымышленном городке, находившемся на северо-западе штата Вашингтон.
Создателем главной музыкальной темы стал композитор Анджело Бадаламенти. В своё время он написал музыку ко многим фильмам, что было снято Дэвидом Линчем. Удивительно, что знакомая нам всем мелодия не задумывалась как саундтрек сериала, и была вообще написана еще до его выхода. Всё началось в 1989 году, когда Бадаламенти и Линч создали целый аудиоальбом под названием «Floating into the Night». Все песни исполнила певица Джули Круз. Одним из треков этого альбома была песня «Falling», в которой можно узнать будущий на тот момент инструментал из «Твин Пикс». Хотя сам режиссёр с самого начала не подозревал о том, что в скором времени начнёт заниматься этим проектом. Во время создания саундтрека Дэвид вспомнил про инструментальный вариант «Falling» и заявил Бадаламенти, что это идеально подходит для главной темы сериала.
Даже без пронзительного голоса Джули Круз композиция обволакивает своим мистическим настроением перед просмотром серий. А также, содержит в себе жутковатость, что нагоняется уже первым низким звуком, происхождение которого так хотели выведать другие музыканты. Бадаламенти намекнул, что это смесь нескольких инструментов, но сам секрет раскрывать не стал, заявив, что иначе звук растиражируют и он потеряет свою уникальность. После выхода «Твин Пикс» быстро стал культовым сериалом, завоевав интерес и любовь многих зрителей. А композиция «Falling», как главная тема, со временем оказалась одной из самых узнаваемых.
«Секретные материалы»
В первую очередь стоит отметить, что данный детектив, с элементами мистики, был снят в 1993 году. Символика вместе со слоганом были особенно популярны в поп-культуре 1990-х. Следуя веянию времени, ключевые сюжетные темы «Секретных материалов» основываются на недоверии общества к правительству, затрагивают теорию заговора и сосредоточены на попытках раскрыть информацию о существовании внеземных цивилизаций. Главные роли сыграли Дэвид Духовны и Джиллиан Андерсон.
Создание главной темы сериала «Секретные материалы» было связано с целым рядом удачных случайностей. Во-первых, композитора Марка Сноу хорошо знал исполнительный продюсер Боб Гудвин. А во-вторых, в отличие от прочих кандидатов, Сноу жил недалеко от дома режиссёра — такой довод и стал решающим. Встречаться и общаться приходилось часто, так как задача была непростой. Дело в том, что Картер хотел для своего сериала такую музыку, в которой отсутствовал оркестр, эмоциональность и банальная мелодичность. То есть, создать мистическую атмосферу "не от мира сего" с помощью необычных звуков и шумов. Сноу делал один набросок за другим, но Картеру ничего не понравилось. Когда режиссёр предложил всё начать с чистого листа, у композитора опустились руки в прямом смысле этого слова. Он опёрся локтём на клавиатуру синтезатора и случайно включил эффект задержки звука. Внезапно по комнате разнёсся тот самый, постепенно затухающий, аккорд, который и стал отправной точкой знаменитой композиции. Теперь оставалось придумать тот эффект, чтобы склеил эти звуки в единое целое. Это оказался так называемый «Свист Джо». В контексте этот эффект зазвучал жутковато, словно доносился из параллельной реальности.
Главная тема настолько срослась с сериалом «Секретные материалы», что стала настоящим музыкальным клише для иллюстрации всего загадочного и потустороннего. В дальнейшем её стали крутить в некоторых радиостанциях, а также использовать в других проектах. В некоторых случаях используется с целью пародирования.
«Друзья»
Всем известен американский ситком, который рассказывает о жизни шестерых людей. Он признан одним из лучших комедийных сериалов в истории американского телевидения и стал одним из наиболее знаменитых проектов 1990-х годов. Помимо постановки Дэвида Крэйна с Мартой Кауффман и творческой группы, статус культа обрела и главная музыкальная тема вместе со вступительным роликом.
Для написания трека продюсеры привлекли "The Rembrandts" — музыкальную рок-группу, в состав которой входят Фил Солем и Дэнни Уайлд. Их творчество сильно привлекло внимание продюсеров сериала, что даже связались с их менеджером. Кроме того, Кевину Брайту, одному из авторов телепроекта, хотелось, чтобы саундтрек писала настоящая группа, а не авторы рекламных роликов. Сам музыкальный дуэт принял предложение после того, как посмотрели пилотную серию. Но поставили условие: поработать над треком анонимно. По словам Фила Солема, в те годы для рок-групп считалось "не круто" работать на ТВ. Текст песни придумали Дэвид Крэйн и Марта Кауффман (благодаря им и придумано было название «I’ll Be There for You»); ориентир был на настроение и темп песни «It’s the End of the World» от "R.E.M", которая была использована в заставке 1-ой версии пилота сериала. За 3 дня был готов 40-секундный трек, а еще под самый конец создания появился элемент, который в дальнейшем станет самым запоминающимся — хлопки.
После выхода сериала «Друзья» песня «I’ll Be There for You» буквально моментально стала хитом, что даже звучала на радио. Правда, поначалу была 40-секундная версия и приходилось ставить на повтор из-за постоянной просьбы слушателей. Спустя некоторое время менеджеры студий "East West Records" попросили группу записать полноразмерную версию «I’ll Be There for You» и добавить её в новый альбом. А потом, последовал и клип, над которым работали не только музыканты, но и исполнители главных ролей (Дженнифер Энистон, Кортни Кокс, Лиза Кудроу, Мэтт Леблан, Мэттью Перри и Дэвид Швиммер). Надо сказать, что «I’ll Be There for You» показала, что музыкальный номер может служить отличным началом для сериала. После шоу у песни началась собственная "жизнь": люди учили слова наизусть и хлопали в нужный момент. Кто бы отказался от подобного?
Вердикт
Конечно, это далеко не весь список. Одно известно точно: музыкальная тема считается неотъемлемой частью создания сериала. Она позволяет понять, с каким сюжетом может столкнуться зритель перед просмотром предстоящей серий. И более того, популярность главной темы может оказаться настолько великой, что впоследствии возможно будет услышать полноразмерный вариант.
P.S. Делитесь в комментариях, какие еще главные темы сериалов прошлого века известны вам, а также не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.