Найти тему
BE WINNER

Стадии принятия диагноза/ неожиданных новостей

Стадии принятия диагноза/ неожиданных новостей.

Про эти стадии писала швейцарский психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс.

Конечно, все люди могут переживать эти стадии по-разному, но точно есть общие черты. Человек, прожив одну стадию, может перейти на следующую, а может вернуться к предыдущей. Важно помнить, что все эти стадии переживания необходимы для человека. Это нормальная реакция на ситуацию болезни, ситуацию перемен.

Зачем знать об этих стадиях и о том, как правильно коммуницировать с пациентом?

  • чтобы помочь пациенту принять свой диагноз и необходимость начала лечения
  • профилактика конфликтов
  • профилактика выгорания врача

1 отрицание (оглушение, “как обухом по голове”)

пациент: “не может быть/ надо перепроверить/ вы ошибаетесь”

врач: “я не считаю, что вам нужно тратить время и ходить к другим врачам, все вам скажут одно и то же” (ВАРИАНТ ПЛОХОЙ)

врач: “понимаю, что не хочется верить/ слышу, что у вас есть сомнения, конечно важно получить еще одно экспертное мнение. Пожалуйста, обратите внимание, что важно начать лечение в течение….”

Фразы должны быть максимально простыми и доступными

2 гнев (крушение жизненных планов, надежд)

пациент: “вы меня не слышите/ сколько можно сдавать анализы/ это предыдущий врач все пропустил/ если я бы пришла раньше все могло быть-другому”

врач: “никто не будет назначать вам ненужную диагностику”/ “я вас прекрасно слышу”/ (ВАРИАНТ ПЛОХОЙ)

врач: “давайте я расскажу то, что я услышала, а вы меня поправите, если что-то услышала неправильно…”  / “слышу, что вы злитесь, и соглашусь с вами, что очень важно понимать зачем нужна та или иная диагностика/ я не возьмусь комментировать действия другого врача, так как не знаю, какая была клиническая ситуация, предлагаю вам обсудить, что можно делать сейчас/

3 торг (попытка договориться с судьбой)

пациент: “а может можно не удалять? а может могут помочь просто мази? давайте я в отпуск, а потом уже буду лечиться?”

врач: “дело ваше/ вы должны понимать, что сейчас важна каждая минута” (ВАРИАНТ ПЛОХОЙ)

врач: “если бы была возможность решить вопрос при помощи мазей, я бы обязательно вам это предложила, сейчас если говорить про эффективное лечение, важно…..мази могут быть как дополнительное лечение”

“понимаю, что вы очень рассчитывали поехать в отпуск, есть определенные риски, о которых очень важно, чтобы вы знали перед тем, как принять решение….”

4 депрессия (отсутствие контроля и влияния на свою жизнь)

плач пациента/ отказ от коммуникаций/ ощущение бессмысленности и безнадежности/ “я так больше не могу”

врач: “вы мужественный человек и должны бороться”/ “не надо расстраиваться, здесь все абсолютно решаемо” / “ну да потеряете волосы, но здоровье дороже” (ВАРИАНТ ПЛОХОЙ)

врач: “вижу, что вы очень расстроены, расскажите, пожалуйста, что больше всего вас сейчас расстраивает?”/ я понимаю, что вы очень устали, лечение действительно требует огромных ваших усилий, и да, к сожалению, порой приходится пробовать несколько схем лечения, для того, чтобы подобрать нужную”/

5 принятие

пациент: ладно давайте пробовать ваше лечение

врач: “ну, конечно было бы лучше начать его еще 2 недели назад” (ВАРИАНТ ПЛОХОЙ)

врач: понимаю, что и в процессе лечения у вас могут возникать вопросы, пожалуйста, записывайте их, чтобы на консультации можно было их обсудить.

Автор статьи: Руководитель школы клинического общения BE WINNER - Марина Орлова