Кто у нас самый индийский писатель? Киплинг, конечно. Это он открыл для массового читателя Индию. Для него – белокожего англичанина Индия стала родиной, которую он знал и любил. Но по-своему. И эту любовь ему до сих пор многие простить не могут.
Для российской публики Киплинг быстро сделался «своим». Все мы выросли на Маугли, знаем его рассказы и баллады. Для западной аудитории Киплинг прежде всего автор программного стихотворения «Бремя белого человека».
Впервые опубликованное в 1899 году стихотворение — это стало своего рода декларацией империалистов. А ещё в нём увидели оправдание колониальной политики, принебрежение к цветным, снобизм и расизм.
Несите бремя Белых
Среди племен чужих -
Сынов своих отправьте
Служить во благо их;
Без устали работать
Для страждущих людей -
Наполовину бесов,
Настолько же детей.
Марк Твен раскритиковал позицию Киплинга, к нему присоединяются многие общественные деятели, в том числе и "цветные" журналисты. Налицо – неравноправие. Антигумманизм? О неевропейских народах автор ведёт речь словно бы свысока. Читаем дальше.
Неси же бремя Белых -
Чтоб шум войны затих,
И пищу дай голодным,
И вылечи больных.
Разумеется, Киплинг был убеждённым империалистом, однако империя для него благо, при условии, что она развивает другие народы, строит больницы, дороги и школы. Белые не виноваты в том, что их цивилизация прогрессирует быстрее, чем у других народов. Но на сильного возлагается двойная, а то и тройная ответственность. И кажется, этим Киплинг оправдывает даже военные действия. Тем более, поводом для написания, "Бремя белых" якобы, стал захват Филиппин военными силами США.
Неси же бремя Белых -
Горьки его плоды:
Брань злая за заботу,
Забвенье за труды.
Не раз ты здесь услышишь
От тех же дикарей, -
«Зачем идти нам к свету?
Нам наша тьма милей».
Неси же бремя Белых -
Не гнись перед людьми,
А крики о свободе -
Лишь слабость, черт возьми.
И по твоим поступкам,
И по твоим словам
Дадут тебе оценку
И всем твоим богам.
А вот это уже серьёзное заявление! Свобода не так и важна, если не ведёт к прогрессу. Как известно, белые несут христианство и если оно настоящее, а не ловкая манипуляция, то историческая миссия белых скорее жертва, чем выгодное приобретение. Вот что имеет в виду Киплинг.
Да, в реальности бывало по-разному. И кровь, была, и ужас, но миссия искусства в том, чтобы создавать общий фон, обыгрывать направление мысли.
Стихотворение и по сей день вызывает массу дискуссий. Британия проникла в Индию без особых усилий. Страна находилась в состоянии феодальной раздробленности. Элиты падки на подкуп, княжества по отдельности не могли противостоять захватчикам. Кто в этом виноват?
Однако, Индия имеет одну культурную особенность – она обволакивает чужаков, превращая чужих богов в аватары своих и остаётся самобытной и непокорённой. В итоге англичане увязли в Индии и ограничились созданием факторий – островков английской цивилизации в окружении индийской культуры. Минули века, англичане ушли, оставив после себя множество полезных сооружений, а Индия всё та же. Страна эта похожа на губку: всё впитывает, но остаётся сама собой.
Киплинг родился в Индии. Его качала нянька-индианка. Пела ему колыбельные и рассказывала индийские мифы. По-английски Редъярд и его младшая сестрёнка общались только с родителями. И всю жизнь Киплинг называл сам себя англо-индийцем.
Герой Киплинга идёт на Восток просвещать. Он не бежит от цивилизации, а несёт её и уж конечно не чувствует себя виноватым. Таков исторический процесс. Есть у Киплинга ещё одно философское произведение. Называется «Баллада о Востоке и Западе» и там совершенно недвусмысленно Киплинг демонстрирует веру в то, что эти два мира однажды сойдутся и пожмут друг другу руки. Как это сделали герои баллады: сын британского полковника и индийский воин Камаль.
На фото Британская Индия XIX века