Найти тему
Река Перемен

Песни Войны: Украинские Музыканты, Объединяющие Искусство и Пропаганду (статья The Wasington Post)

Украинская народная певица Мария Квитка позирует для портрета в Киеве 27 июля. (Саша Маслов для The Washington Post)
Украинская народная певица Мария Квитка позирует для портрета в Киеве 27 июля. (Саша Маслов для The Washington Post)

Музыка всегда была важной частью жизни Марии Квитки. До войны она работала художником по костюмам в украинской киноиндустрии, часто путешествуя по стране в поисках вдохновения для своих дизайнов. Попутно она собирала традиционные песни и музыку из разных регионов Украины.

После полномасштабного вторжения России в страну в прошлом году, Квитка, находясь в шоке и без работы, искала спасение в народных песнях, которые она сочиняла.

“Для меня это было как терапия”, - сказала 30-летняя Квитка. “Слушая их, у вас возникает ощущение, что украинцы делали точно то же самое на протяжении сотен лет — они всегда подвергались нападкам со стороны России. И ты понимаешь, что если они смогли пережить это, то и мы сможем”.

В прошлом году Квитка выиграла украинскую версию конкурса талантов “Голос”, который по соображениям безопасности проводился на подземной станции метро. В мае она выпустила свой первый альбом “Дай сердцу волю”. Ее песни представляют собой завораживающую смесь колыбельных, украинской поэзии, “белого голоса” — славянского стиля пения — и ее собственных композиций.

“С началом войны все внезапно оказалось под ударом. Сейчас люди хотят сохранить свои корни и традиции. Раньше это никого не волновало”, - сказала она.

Квитка - одна из десятков новых украинских артистов, получивших известность после вторжения. Вместе они выполняют миссию по возрождению народных традиций Украины, мобилизуют войска на линии фронта и поднимают настроение измученной войной нации. Они также надеются вернуть себе место в национальном шоу-бизнесе, где долгое время доминировали русскоязычная музыка и артисты.

Русская музыка теперь запрещена на местных радиостанциях. Украинские артисты, которые ранее гастролировали и были популярны в России, публично разорвали связи со страной-захватчиком. Группы и певцы, выступавшие на русском языке, начали переводить и выпускать свою музыку на украинском языке.

“Во времена Советского Союза украинская музыка обесценивалась. Они заставили её казаться некрутой и уродливой”, - сказала Квитка. “Я хочу увидеть её возрождение”.

Концерт, который Тарас Боровок дал в Киеве 13 июля, сидя прямо на сцене с гитарой. Музыкант также является солдатом и знаменит своей песней “Байрактар”, в которой прославляется турецкий ударный беспилотник с одноименным названием. (Саша Маслов для The Washington Post)
Концерт, который Тарас Боровок дал в Киеве 13 июля, сидя прямо на сцене с гитарой. Музыкант также является солдатом и знаменит своей песней “Байрактар”, в которой прославляется турецкий ударный беспилотник с одноименным названием. (Саша Маслов для The Washington Post)

Анна Свиридова, программный директор украинского "Авторадио", заявила, что развод с российской индустрией шоу-бизнеса идет полным ходом. “Украинский шоу-бизнес начинает свободно дышать и жить своей собственной жизнью”, - сказала она.

Этот культурный ренессанс происходит даже в то время, когда музыкальный бизнес Украины зашел в тупик. “Индустрия остановилась; сейчас нет даже слова, которым вы могли бы описать нас”, - сказал 40-летний Евгений Филатов, украинский музыкальный продюсер.

Многие артисты отменили свои гастроли и концерты, чтобы сосредоточиться на военных действиях. Музыканты давали бесплатные концерты на передовой, на станциях метро и в подземных бункерах, поднимая моральный дух измученных солдат и граждан. Другие пожертвовали доходы от своих альбомов армии.

“Украинские артисты теперь объединились единым фронтом, чтобы помочь стране”, - сказал Тимофей Музычук, участник Kalush Orchestra, украинской группы, которая наэлектризовала нацию победой на конкурсе песни "Евровидение" в прошлом году. “Каждый пытается сделать что-то полезное”.

Свиридова описывает это как “время возможностей” для новых артистов. По ее словам, произошел “сильный всплеск” популярности украинских музыкантов, особенно тех, кто “объединил свои творческие достижения наряду с моральными и патриотическими”.

“С тех пор мы поняли, что статус артиста больше не имеет значения. Что важно, так это песня, содержание и настроение, которое она создает”, - сказала она. “Они выдвинули на первый план много интересной музыки, которая была очень вдохновляющей для украинского общества военного времени”.

Украинский эфир наполнен волнующими песнями, посвященными осаде Мариуполя и битве за Бахмут, героизму украинских бригад и хаосу, который наносит российским войскам недавно приобретенное западное вооружение. Многие из этих треков породили — и были вдохновлены — вирусные интернет-сенсации, то, что Свиридова называет “музыкальными мемами”.

50-летний украинский автор песен Тарас Боровок находится в центре этой пропагандистской машины. Будучи подполковником, он отправился не на передовую, когда началась война, а в студию на окраине Киева. Он скрывался там в течение трех месяцев — спал на кожаном диване, положив рядом автомат Калашникова и военную форму.

Боровок перед своим концертом 13 июля в Киеве. (Саша Маслов для The Washington Post)
Боровок перед своим концертом 13 июля в Киеве. (Саша Маслов для The Washington Post)

Он и его команда продюсеров сняли музыкальные клипы, призывающие украинских мужчин вступать в армию, песни в память о погибших солдатах и треки, которые звучали из громкоговорителей по всей линии фронта, призывая российских солдат сдаваться.

“Мы занимаемся военной пропагандой”, - сказал Боровок. “Мы следим за обществом, какие темы являются актуальными, что привлекает максимальную аудиторию”.

“Если настроение общества немного ухудшилось и люди впадают в депрессию, тогда я пишу что-нибудь веселое и ободряющее”, - продолжил он. “Если мы видим, что люди начинают забывать о ситуации — постоянно ходят в бары и ночные клубы, — мы пишем что-нибудь, чтобы все помнили, что мы на войне”.

На четвертый день войны Боровку позвонил по телефону его начальник Сергей Череватый, пресс-секретарь Восточной группировки Вооруженных сил Украины. Огромная колонна российских танков приближалась к Киеву, и люди опасались, что столица вскоре будет окружена.

Вместо этого Украина использовала турецкие беспилотники Bayraktar для бомбардировки головы и хвоста колонны, в то время как украинская артиллерия наносила удары по остальной части конвоя.

“Что мы можем найти такого интересного в Байрактаре? Как мы можем прославить это?” Боровок вспоминает, как Череватый спрашивал его об этом. Двадцать минут спустя Боровок написал песню “Байрактар”, наложив запоминающийся припев на заразительный ритм в сопровождении барабанов и электрического пианино. Песня стала вирусной, ее за считанные дни прослушали миллионы раз в Интернете.

“Никто и подумать не мог, что простая песня вытащит все общество из депрессии и даст ему исцеляющую пощечину. Люди говорили: “Все в порядке. Теперь мы побеждаем”, - сказал Боровок.

Спустя восемнадцать месяцев после начала войны Свиридова говорит, что спрос общественности на “военный контент” ослаб, хотя она настаивает, что он по-прежнему актуален.

“Мы все понимаем, что общество устает, но мы все равно не должны забывать, что в нашей стране идет война”, - сказала она. “Следовательно, такой контент имеет право на существование”.

Однако все чаще украинские артисты пытаются отвлечь своих соотечественников от безжалостной рутины конфликта, исполняя песни о любви и радости, но также борясь с более сложными чувствами, связанными с войной.

Евгений Филатов и Ната Жижченко, создавшие электро-фолк-группу Onuka, в своей студии звукозаписи в Киеве 13 июля. (Саша Маслов для The Washington Post)
Евгений Филатов и Ната Жижченко, создавшие электро-фолк-группу Onuka, в своей студии звукозаписи в Киеве 13 июля. (Саша Маслов для The Washington Post)

Одной из групп с такой направленностью является электро-фолк-группа Onuka, созданная музыкантом Натой Жижченко и продюсером Филатовым, которые также являются парой. Когда The Washington Post брала интервью у дуэта в прошлом месяце, 38-летняя Жижченко была в одном дне от рождения их второго ребенка и в двух неделях от выхода их нового альбома “ROOM”.

Каждая песня на альбоме посвящена разного рода внутренней борьбе, и треки затрагивают переживания, в том числе женщин, бегущих из Украины со своими детьми, и людей, переживающих крушение своей жизни внутри страны. “Комната относится к пространству, которое мы потеряли, — к нашему обычному окружению, а также к нашим домам”, - сказал Жижченко.

Жижченко, чья песня “ПОБЕДА” стала одним из самых популярных гимнов войны, говорит, что, по ее мнению, артисты несут ответственность не только за написание патриотических песен, но и за создание “песен от чистого сердца”.

“Я думаю, что людям сейчас нужны не только песни о горе и победе, им также нужен выход, чтобы поделиться своими чувствами, например, по поводу своего одиночества среди равнодушных иностранцев или по поводу потери своей судьбы, своего бизнеса или своего дома”, - сказал Жижченко.

Квитка не пишет непосредственно о войне, но она все равно черпает в ней вдохновение. “Кохала”, ее самая известная песня, которую она написала о ком-то, кого потеряла, получила широкий резонанс, и люди часто писали ей, говоря, что это помогло им справиться с их собственной болью.

“Музыка помогает вам бороться, но она также помогает вам плакать”, - сказала она. “Многие украинцы не плачут; у них нет времени, или они все время пытаются быть сильными. Музыка открывает тебя”.

=========
Авторы: Франческа Эбель и Константин Худов
9 августа 2023 года

СВО
1,21 млн интересуются