Найти в Дзене
Synergy Times l Медиа

Из кого состоит киберспортивная команда

Оглавление
Изображение от Kerfin3d на Freepik
Изображение от Kerfin3d на Freepik

Киберспорт растёт стремительными темпами. Если в 2018 году этот рынок в России оценивался от 12,6 $ миллионов* до 45 $ миллионов **, то к концу 2023 года он может составить 100 $ миллионов*. А всего на данный момент в мире насчитывается более 10,8 тысячи киберспортивных команд. Но киберспортсмены не достигают успеха самостоятельно. Завоёвывать новые вершины им помогают определённые специалисты. Редакция Synergy Times узнала у преподавателя факультета игровой индустрии и киберспорта университета «Синергия» Жанны Ходячих, из кого состоит киберспортивная команда, кто и какие роли в ней выполняет, а также как из геймеров вырастают звёзды.

Кто входит в киберспортивную команду

Киберспортивная команда состоит из игроков и тренера. Их количество зависит от дисциплины, в которой выступает коллектив. Каждая дисциплина — это одноимённая игра. Есть индивидуальные (Solo), парные (Duo, дабл) и командные турниры, которые предполагают от 1 до 15 участников.

Например, одними из самых популярных и востребованных командных дисциплин считаются Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO), Dota 2 и Overwatch. Коллективы, которые в них участвуют, состоят из пяти бойцов и одного тренера. Каждый из членов команды выполняет свою роль и конкретные задачи. Так, в шутере CS:GO есть такие роли, как снайпер, саппорт, луркер, открывающий, ингейм, лидер.

В одиночных дисциплинах — StarCraft 2 и Hearthstone — каждый играет сам за себя. А ещё есть такие турниры, как Fortnite, участвовать в которых можно в форматах Solo и Duo.

С киберспортивными командами могут работать разные профессионалы: менеджеры, маркетологи, пиарщики, дизайнеры одежды, аналитики, психологи, медики, диетологи, фитнес-тренеры и др. У каждого из них свои роли, функции, уровень участия и степень ответственности. Чем крупнее киберспортивная организация, от которой выступают игроки, тем шире состав специалистов.

Прогеймеры

Это профессиональные игроки, которые участвуют в соревнованиях за зарплату и призовые. Игры для них становятся настоящей работой, они тренируются дольше самых известных футболистов — по 8–16 часов в день.

Зарплаты топовых киберспортсменов уже никого не удивляют. Так, в 2019 году чемпионом по призовым стал финский игрок в Dota 2 Ессе «JerAx» Вайникка. Тогда он собрал 3,2 $ миллиона. Среди российских прогеймеров больше всех призовых — 305 $ тысяч — в 2021 году получил Иван «ubah» Капустин, выступающий за американский клуб FaZe Clan в дисциплине PlayerUnknown's Battlegrounds (PUBG). В разных странах игроков могут спонсировать крупные компании. Например, в Южной Корее и Японии киберспортсмены могут зарабатывать более 100 $ тысяч в год.

Стать профессиональным игроком сейчас не просто. В каждой дисциплине уже есть свои звёзды. Но можно посмотреть на это с другой стороны: новичок может избежать тех ошибок, которые совершали когда-то известные киберспортсмены. Можно совершенствовать своё мастерство самостоятельно, тренируясь, изучая выступления профессионалов и вырабатывая новые стратегии. А проще будет, если получить соответствующее образование. Прогеймеры сильны, но победить их можно, если учиться у профессионалов и рядом с такими же амбициозными игроками, как вы.

Изображение от Freepik
Изображение от Freepik


Капитан команды

Это официальный лидер сборной. Обычно он является самым старшим или опытным игроком.

Роль капитана требует большой ответственности. Лидер определяет стратегическое направление: перед игрой изучает, готовит, показывает коллективу различные стратегии, а во время игры использует их в нужное время. Он должен предугадать позиции и неожиданные решений противника.

Капитан задаёт настроение команды, он обязан сохранять спокойствие, продуктивность и решительность, когда во время турнира создаются напряжённые моменты. Например, лидеру датской киберспортивной команды Astralis по CS:GO Лукасу «gla1ve» Россандеру удаётся выбирать правильную тактику в нужное время и брать на себя ответственность в важный период матча.

Тренер

Тренер является специалистом по определённой кибердисциплине. Как и в традиционном спорте, он обучает, тренирует команды, следит за совершенствованием навыков киберспортсменов — командных и индивидуальных. Специалист берёт на себя задачи капитана команды: анализирует прошедшие матчи, вырабатывает и показывает новые стратегии. Это нужно, чтобы разгрузить лидера и дать ему возможность заняться собственной подготовкой.

Каждый киберспортсмен может самостоятельно работать над индивидуальной тактикой, например, продумывать, какое выбрать расстояние от соперника и когда своевременно его атаковать. И это для них будет только плюс. Но тренер старается освободить их от этого. Он определяет слабые места каждого геймера, обосновывает, что и почему не получается, рассказывает, как улучшить игру. Тогда у команды остаётся больше времени на отработку техники.

Этим список обязанностей специалиста не заканчивается. Хороший тренер составляет план и график тренировок киберспортсменов, контролирует их распорядок дня: сон, приём пищи, физические и умственные упражнения, отдых. Он следит за эмоциональным состоянием геймеров, поддерживает, мотивирует, приободряет каждого из них. Но часто крупные киберспортивные организации нанимают психологов, и тогда они помогают игрокам справляться со стрессом.

Аналитик

Аналитик тесно взаимодействует с тренером. По сути, в команде он вроде второго тренера. Оба специалиста занимаются поиском и устранением проблем, просматривая видео с прошедших игр, изучая тактики и привычки соперников. Считается, что работа в паре намного эффективнее того, когда этими задачами занимается только один человек. Подобной концепции придерживаются европейская мультигейминговая киберспортивная организация G2 Esports и мультигейминговая киберспортивная организация из Нидерланд Team Liquid. Аналитик изучает цифры и собирает статистику, кто из игроков чаще выигрывает, а кто проигрывает, а также любую информацию, которая может дать преимущество команде над противником. На основе этих данных тренеру проще выстраивать тактику.

Изображение от julos на Freepik
Изображение от julos на Freepik

Менеджер киберспортивной организации

Менеджер представляет интересы киберспортивной команды, налаживает коммуникацию с другими структурам, например, договаривается с турнирными организациями и разработчиками игр, ищет спонсоров. Он должен обладать организаторским талантом, коммуникабельностью, стрессоустойчивостью и навыками тайм-менеджмента.

Этот специалисты отбирает игроков в команду и создаёт комфортные условия для их полноценной работы. Он организует буткемпы, обеспечивает геймеров визами на зарубежные турниры, покупает им авиабилеты, бронирует отели, закупает еду.

Многие считают, что ко всему прочему менеджер должен выполнять роль психолога, разрешать конфликты внутри команды, помогать киберспортсменам разобраться в своих эмоциях. Но некоторые с этим не согласны.

«Менеджер живёт с игроками 150-200 дней в году, но у него есть чёткие указания, что это не его работа — пытаться что-то разрешить. Он им не старший брат и не мама», — считает бывший менеджер киберспортивного клуба России Virtus.pro по Dota 2 Роман Дворянкин.

Чем крупнее киберспортивный клуб, тем больше обязанностей менеджер может делегировать другим специалистам. Но самые важные организационные задачи он оставляет себе.
Фитнес-тренер и диетолог

Киберспортсмены, как и профессиональные футболисты, бегуны и другие «классические» спортсмены, серьёзно следят за физической формой. Это не для того, чтобы хорошо выглядеть. Правильное питание и физические нагрузки влияют на игровые показатели: они улучшают когнитивные функции мозга и кровообращение, ускоряют реакцию игроков. Например, датская команда Astralis по CS:GO каждый день тренируется в спортзале, а иногда играет в футбол.

В крупных киберспортивных организациях работают фитнес-тренеры, которые готовят для игроков индивидуальные программы тренировок. Ещё есть диетологи. Они разрабатывают рацион питания, чтобы каждый геймер придерживался баланса БЖУ.

*оценка PwC

**оценка PayPal и SuperData

Материалы, которые вас могут заинтересовать:

Киберспорт в России: как попасть и добиться успеха

«Мы не учим детей играть»: развенчиваем мифы о факультете Игровой индустрии и киберспорта

Студенты начнут изучать киберспорт в вузах с конца 2024 года