Найти тему
ИА Регнум

Эколог Пинаев объяснил аномально раннее появление озоновой дыры над Антарктидой

Аномальное ранее формирование озоновой дыры над Антарктидой лишь временное явление, которое могло быть спровоцировано как мощным извержением вулкана Тонга в Тихом океане, так и частично влиянием деятельности человека. Но это не приведёт к масштабному таянию ледников. Об этом в беседе с ИА Регнум рассказал доцент департамента экологической безопасности и менеджмента качества продукции Института экологии РУДН Владимир Пинаев.

   Иван Шилов © ИА REGNUM
Иван Шилов © ИА REGNUM

Ранее в издании The Guardian со ссылкой на данные спутников Европейского центра среднесрочных прогнозов погоды появилось сообщение об аномально раннем формировании озоновой дыры над Антарктидой в этом году. Как правило озоновая дыра образуется в конце сентября, достигая пика в октябре и закрываясь к началу зимы. По мнению британских и австралийских учёных, на раннее формирование дыры повлияли долговременные изменения в атмосфере, которые вызвало мощное извержение вулкана Тонга в Тихом океане. Учёные допустили, что это может привести к ещё большему нагреву Южного океана, где отмечается рекордно низкий уровень морского льда.

Эколог Пинаев отметил, что в учёных кругах по-прежнему нет единого мнения о причинах образования дыр в озоновом слое. В данном случае на ранее формирование в теории могло оказать действие антропогенное влияние, например, выбросы от авиационного транспорта или что-то другое, но, по мнению Пинаева, версия зарубежных учёных весьма убедительна.

«Извержение вулкана могло повлиять. В процессе извержения вулканов выбрасывается значительное количество мелкодисперсных веществ, которые могут находиться в атмосфере длительное время. Как следствие, оказывается влияние на проникновение солнечного излучения из космоса. В связи с выбросом веществ уменьшилось образование озона. Но это явление временное», — рассказал Пинаев.Как отметил эколог, выбросы от вулкана Тонга в 2022 году оказались самыми высокими за период наблюдения — до 58 километров, поэтому они могли частично препятствовать проникновению ультрафиолета и, следовательно, снизить количество образовавшегося озона.В свою очередь доцент Института экологии РУДН им. Патриса Лумумбы Татьяна Ледащева сочла маловероятной версию о масштабных таяниях льдов вследствие раннего, а потому и более длительного существования озоновой дыры.«Озоновый слой препятствует проникновению ультрафиолетового излучения. Повышение его интенсивности опасно, но это не тепловое излучение, прямого теплового воздействия от него, а, следовательно, и повышения скорости таяния ледников нет. Кроме того, белоснежная поверхность льда обладает высокой отражающей способностью. Именно резкое единовременное таяние ледников маловероятно», — отметила Ледащева.Как объяснила эколог, ледники на нашей планете бывают разные — в горах, в Антарктиде и в Арктике, а также вечная (долговременная) мерзлота. Ледники в разных регионах могут таять с разной скоростью и процесс этот длительный. По словам Ледащевой, следует учесть, что таяние — эндотермический процесс, энергия при нём забирается, то есть температура понижается и параллельно происходит замораживание. Если говорить именно о ледниковых шапках, то, по словам эксперта, повлиять могут, например, изменения океанических течений в том числе вследствие изменения солёности воды, формирование антициклонов и подобные явления.И, как дополнил Владимир Пинаев, вопросы охраны окружающей среды не стоит путать с интересами в политической или экономической сфере. Сейчас, по мнению эксперта, многие экологические проблемы «поддерживают» в связи со спонсированием их исследований или лоббирования чьих-то интересов.«Так, вопрос с озоновыми дырами возник впервые в связи с экономическими интересами производителей безфреоновых холодильных установок, и, хотя позже было доказано, что фреон отношения к этому не имеет, определенные компании получили большую выгоду, а «осадочек остался» — до сих пор в интернете через раз фреон и подобные вещества называются основной причиной антропогенного нарушения озонового слоя»

, — отметил Пинаев.

Эколог пояснил, что для действий по уменьшению озоновой дыры важно чётко понять причины её активизации или аномально раннего образования, и если это природные циклические процессы, то мы вряд ли что-то сможем сделать. После точного определения причин можно предлагать и методы решения, но и они должны быть экономически выгодны с учётом современных технологий. Пинаев подчеркнул, что важно проводить планомерный учёт по единым унифицированным параметрам во всём мире и исследовать вопрос беспристрастно.

Как сообщало ИА Регнум, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, гляциолог (специалист по изучению ледников и ледового покрытия планеты), кандидат географических наук Мария Ананичева усомнилась в факте полномасштабного таяния арктических льдов. Она пояснила, что откалывающийся лёд между островами и сушей в арктических широтах задерживается, и ему сложнее растаять по сравнению с плавучими льдинами.

Ранее китайские исследователи обнаружили, что загрязнение озоном наносит широкомасштабный ущерб растительности. Согласно исследованию, загрязнение озоном почти сразу же повреждает листья растений, затрудняя их фотосинтез и выработку энергии для роста растений.

Еще больше новостей на сайте