Найти тему
Дурак на периферии

Трогательный и нежный феминизм Майвенн Ле Беско (о фильме "Жанна Дюбарри")

Буквально все с начала картины говорило о том, что это очередной исторический байопик: помпезный, костюмированный, невыносимо пафосный. Более того, даже не заурядная, но прямо некрасивая внешность исполнительницы главной роли и по совместительству режиссера Майвенн Ле Беско (в титрах почему-то настойчиво указывающей лишь свое имя), которой к тому же – почти полтинник, в то время как ее героиня молода и чем-то таки пленила ведь самого короля – все это свидетельствовало не в пользу «Жанны Дюбарри». Однако, совершенно невероятная музыка Стивена Уорбека, подражающая лучшим классическим образцам, и изысканность видеоряда, в котором поражают не только костюмы и декорации (снимали прямо в Версале), но и почти незаметная постановочность сложных массовок, монтаж, пейзажи, почти атлетическая упругость нарратива, не приемлющая ничего лишнего – сделали просмотр картины увлекательным и даже полезным.

Конечно, больше всего поражает игра самой Майвенн – малопривлекательной и некрасивой женщины с «лошадиным прикусом»: она делает свою героиню столь непосредственной и живой, столь пленительной в своей простоте, что в нее к концу ленты влюбляешься, не больше, не меньше. Джонни Депп (60 лет, а он все «Джонни») в роли короля царствен и эмоционально сдержан, смотрится в костюмах августейшей особы невероятно фотогенично, из его исполнения становится понятно, что его герой очаровался не столько красотой Жанны Дюбарри, сколько ее простотой. Режиссерское послание Майвенн очевидно: здоровый феминизм и умение сильной женщины манипулировать желаниями мужчин противопоставляется здесь лицемерию и фарисейству сословных предрассудков (мимоходом затрагивается также и тема расизма).

В то же время, как и в случае с «Маленькими женщинами» Греты Гервиг, «Жанна Дюбарри» - это не агрессивный и не мужененавистнический феминизм, но феминизм по-своему трогательный и даже нежный. Майвенн делает все, чтобы избежать виктимизации своей героини: да, перед нами – история трагедии, искренней влюбленности в естественную человеческую жизнь, которой Жанна пленяет короля, и именно это приводит в бешенство весь двор, но в то же время дерзновенность и смелость Жанны ведут к тому, что она, по сути, побеждает в поединке с лицемерием и ханжеством французской аристократии. Эта победа, конечно, временна, ибо вскоре в свои права вступит конечность человеческого существования и смерть, которым никто не в силах противостоять, и именно им Жанна проигрывает в своем экзистенциальном поединке, а вовсе не свету.

Безусловно, Майвенн не смогла избежать (может быть намеренно) следованию трендам сегодняшней западной культуры: несколько раз от нее пощечину получает католицизм (монахини, показаны в ленте, - прямо звери, ненавидящие жизнь), патетично-плакатным получается режиссерское обличение расизма, сама Жанна как-то уж невероятно для восемнадцатого века свободолюбива и раскрепощена, откровенно эпатируя знать (хотя, может, так и было на самом деле). Тем не менее, фильм удался, удивительно, как Майвенн руководила съемочным процессом, сама снимаясь в главной роли (то есть, почти не смотря на себя со стороны) – она максимально профессионально выполнила, как роль актрисы, так и функцию режиссера. «Жанна Дюбарри» получилась очень нежным фильмом об очаровательности женщины, знающей себе цену, фактически куртизанки, грешницы, искренность чувств которой, однако, морально выше, чем лицемерие окружающих ее ханжей, также, впрочем, виновных, в тех же самых грехах.

Из фильма Майвенн Ле Беско становится понятным дальнейший ход французской истории, во многом кровавый и страшный, не пощадивший и саму Жанну Дюбарри: лицемерный духовный климат в жизни французской аристократии рубежа восемнадцатого-девятнадцатого веков (о чем в частности писал и Шадерло де Лакло в «Опасных связях») неминуемо привел к революции и гибели многих невинных. Жанна Дюбарри не была жертвой эпохи, она прожила свою жизнь без оглядки, с упоением и страстью, честнее многих окружавших ее людей, и кто виновен в том, что смерть и время оказались сильнее этой смелой и искренней женщины?!