Найти тему
SOUNDSCAPE

Семь песен, которые утвердили группу Jethro Tull в статусе классиков арт-рока 70-х годов

Оглавление

10 августа Иэн Андерсон отмечает свой 76-й день рождения и, думаю, будет уместно в этот день вспомнит о главном его детище на протяжении всей жизни, о группе Jethro Tull.

Хотя в последствии ему не нравилось это название, Андерсон даже в чем то недоумевал, как так получилось, что его группа прославилась под именем изобретателя сеялки, который умер в XVIII веке. Ведь у команды, которая была собрана одноклассниками, учившимися в средней школе в Блэкпуле, было несколько названий - The Blades, John Evan Band, John Evan Blues Band и John Evan Smash. Однако, в 1968 году группе дали название по имени ученого агронома, которое и прижилось до сего времени.

Группа Jethro Tull действующая до сих пор, и уже 56 лет радует своих поклонников неуемным творчеством, генератором которого является сам Иэн Андерсон на протяжении всего этого времени. Да, этот марафон выдержать не удалось никому. Больше всего в группе, кроме самого Иэна, задержался гитарист Мартин Барре, который был в составе группы практически с самого её основания. Он не участвовал в записи только первого альбома «This Was» (1968), на котором на гитаре играл Мик Абрахамс, пробывший в группе только год, и ушедший из-за разногласий с Андерсоном. Сам же Мартин Барре ушёл из группы в 2014 году. Да и то, этот уход был вынужденным, так как в то время Иэн Андерсон объявил о закрытии предприятия под названием Jethro Tull. В 2017 году он возродил группу, но Мартина Барре вернуться не просил.

Jethro Tull
Jethro Tull

А вообще Иэн Андерсон сам хотел стать гитаристом, но когда услышал, как играет Эрик Клэптон, оставил бесперспективное для себя занятие. Флейту же он выбрал абсолютно случайно, - зайдя в магазин его заинтересовал сверкающий в лучах света инструмент в красивом футляре.

Так появился фирменный образ музыканта играющего на флейте и стоящего на одной ноге. Кстати, в создании этого образа поспособствовали журналисты, которые однажды написали, как Иэн Андерсон в лондонском клубе Marquee музицировал на флейте стоя на одной ноге. Однако Иэн вспоминал, что на том концерте он играл на гармонике, но впредь на сцене стал выступать согласно утвержденному в газетах образу.

Ian Anderson
Ian Anderson

Флейта же Иэна Андерсона звучит так экспрессивно и узнаваемо отчасти и потому, что он активно использует широкий набор приемов игры на ней, включая передувание, игру с голосом, фруллато (что в переводе - трепещущий язычок) и неполное закрытие отверстий флейты. До Андерсона некоторые из этих приемов активно использовались в джазе. Иэн Андерсон не устаёт поражать разнообразием своих музыкальных находок, фантастическим сплетением музыкальных стилей и неподражаемой, ни на что не похожей энергетикой.

Ian Anderson
Ian Anderson

Всё это обеспечило группе Jethro Tull стать одной из важнейших групп в британском блюз-роке, фолк-роке и прог-рок музыке конца 60-х и начала 70-х.

Ну и очень коротко вспомним некоторые вещи, которые помогли группе занять свое достойное место классиков рока.

1.«Living in the Past»

-4

Эта композиция, выпущенная синглом, предварила выход второго альбома «Stand Up» (1969), и стала на тот момент самой успешной песней группы, которая заняла третье место в британском недельном чарте (UK Singles Chart).

Как водится в таких случаях, какие то знаковые вещи всегда приходят откуда то сверху, сиюминутно. Вот и Андерсон утверждает, что написал эту песню всего за час, находясь в своем номере в отеле Holiday Inn. Тогда группа находилась с трехдневным выступлением в Бостоне. В самой же Америке песня была выпущена синглом в 1972 году и попала на одиннадцатое место в списках US Billboard Hot 100.

Название песни, как и она сама, является самой узнаваемой в репертуаре Jethro Tull.

Видео с сайта www.youtube.com, канал: Jethro Tull

2.«Teacher»

-5

Как известно, группа Jethro Tull не зацикливалась на каком-то одном жанре. Мятущаяся и ищущая душа Андерсона заводила коллектив от блюза к джазу, от арт-, прог-рока к деревенскому фолку или к новой волне. Вот и на альбоме «Benefit» (1970) группа Jethro Tull решила показать свою мощь и продемонстрировала чистейший хард-рок. Много позже группу даже причислили к хэви-метал року, но это была скорее курьезная история, о которой мы уже говорили.

Пока же, выпущенный альбом, по словам Андерсона, был основан на гитарных риффах и являлся самым тяжелым рок-альбом группы. Это был год, когда безраздельно на сцене властвовали такие исполнители, как Cream, Джими Хендрикс и Led Zeppelin.

Композиция «Teacher» - один из лучших подобных примеров, несмотря на то, что она вышла в двух разных версиях в изданиях в Великобритании и США. В британии данная вещь вышла в качестве сингла, а в США была включена в американскую версию альбома «Benefit». Именно британская версия была более жесткой, на ней даже не звучала флейта, в отличие от американского варианта.

Альбом «Benefit» стал последней записью с участие бас-гитариста Гленна Корника.

Видео с сайта www.youtube.com, канал: ChrisPCr3am

3.«Locomotive Breath»

-6

1971 год стал годом выхода великолепного во всех отношениях альбома «Aqualung». Это был их первый альбом с клавишником Джоном Эваном в качестве постоянного участника и новым бас-гитаристом Джеффри Хаммондом, и последний альбом с участием Клайва Банкера на барабанах, который покинул группу вскоре после выхода альбома.

Здесь каждая композиция заслуживает своего особого внимания, но остановлюсь только на двух, которые предварили альбом сингл-версиями.

Безусловно, первая - это композиция «Locomotive Breath». Как рассказывал Андерсон тема поездов постоянно присутствует в его творчестве, начиная с ранних лет когда он увлекался блюзом. Ещё одной причиной является то, что Андерсон пешеход - у него никогда не было прав и он никогда не водил машину, поэтому всегда пользовался автобусами, поездами и тому подобное. Ну здесь он конечно немного ерничал.

В данном же случае локомотив стал образом роста населения и берущего все под свой контроль капитализма. "Мы в этом сумасшедшем поезде, мы не можем с него сойти. Куда он направляется?" - задавался вопросами Иэн Андерсон.

Стоит отметить впечатляющие звуковые эффекты имитирующие пыхтение (дыхание) поезда. Песня неизменно исполнялась на бис на каждом концерте группы.

Видео с сайта www.youtube.com, канал: 1960s & 70s Rock

4.«Hymn 43»

-7

Следующей композицией на альбоме «Aqualung» удостоенной сингла, стала вещь под названием «Hymn 43». Андерсон охарактеризовал её, как "блюз для Иисуса", в которой с прямолинейной ясностью обличаются все гадкие вещи, творящиеся под покровом миссионерской деятельности. Андерсон обращает свой взор на США, где процветают лицемерие и мифотворчество.

Видео с сайта www.youtube.com, канал: Michaels Hit Music

5.«Thick as a Brick»

-8

Иэна Андерсона удивило, что многие критики назвали альбом «Aqualung» концептуальным. И он решил показать мастер-класс и объяснить критикам, что такое настоящий концептуальный альбом, а заодно как следует зацепить такие группы вроде Yes и ELP, отличающиеся своими эпическими вещами.

Автором всех текстов "концептуального" альбома «Thick as a Brick» (жарг. Тупой как пробка) значился 8-летний вундеркинд Джеральд Босток, который на поверку оказался, конечно же, вымышленным персонажем.

Даже здесь критики не уловили подвоха, они написали хвалебные отзывы, а альбом занял первое место в Америке. Альбом представлял из себя сюиту из двух частей, каждая на одну сторону пластинки.

Видео с сайта www.youtube.com, канал: BigDaddyAEL1964

-9

Дабы вновь не попасться в ловушки, расставленные Иэном Андерсоном, критики на всякий случай разнесли в пух и прах последующие альбомы Jethro Tull. Может быть их насторожило то, что альбом «A Passion Play» (1973) был записан по стандартам и канонам предыдущей работы - это вновь была двухчастная сюита на весь альбом. Однако негативная критика не помешала альбому оказаться на первой строчке в списке US Billboard 200.

Следующему альбому «War Child» (1974) тоже досталось, несмотря на то, что он был записан в стандартном песенном формате. Критика продолжала "отыгрываться" на группе, что не помешало альбому, как и предыдущему, получить "золотую" сертификацию а США и занять вторую строчку все в том же US Billboard 200.

Отзывы на следующий альбом «Minstrel in the Gallery» (1975) уже разделились. Некоторые, как журнал Rolling Stone, продолжали упорствовать и навешивать на музыку группы нелестные эпитеты. Другие же были более благосклонны, отмечая что на альбоме явно слышится возврат к первым работам группы. Слушатели же, своим рублём (читай долларом), снова сделали пластинку "золотой" и мнение критики на это никак не повлияло.

Заглавный трек альбома начинается в лучшем духе британского фолка, унаследованного от Fairport Convention, с акустической гитарой, флейтой и голосом самого Андерсона.

Видео с сайта www.youtube.com, канал: BrunoSamppa

7.«Too Old to Rock 'n' Roll: Too Young to Die!»

-10

Ну и завершу я пожалуй на сегодня альбомом с культовым названием «Too Old to Rock 'n' Roll: Too Young to Die!» («Слишком стар для рок-н-ролла: слишком молодой чтобы умереть») (1976).

Хотя это был единственный альбом Jethro Tull 1970-х годов, не получивший золотой сертификации, все равно его концепция любопытна. На альбоме рассказывается история некоего Рэя Ломаса, стареющего рокера, который обретает славу благодаря смене музыкальных направлений (хорошо хоть не благодаря смене пола).

Иэн Андерсон объяснял, что концепция возникла в результате суматохи, вызванной подъемом панк-движения, и не была задумана как автобиографическая для него, как стареющего автора песен, хотя "некоторые представители прессы восприняли альбом как нашу попытку "сблизиться" с панками".

Он также заявил, что основа концепции - "указать на то, что музыкальный бизнес цикличен, и что если вы останетесь здесь достаточно долго, вы снова войдете в моду".

Ключевая фраза пришла в голову Андерсону во время его перелёта, когда самолет попал в зону турбулентности.

Композиция «Too Old to Rock 'n' Roll: Too Young to Die!» была выпущена в качестве единственного сингла с одноименного альбома.

Видео с сайта www.youtube.com, канал: Jethro Tull

Уважаемые читатели, в качестве треков я представил концертные версии, которые могут отличаться от студийных записей. Просто хотелось, чтобы сегодняшний именинник предстал во всей своей артистической красе.

-11

Если понравилась статья, голосуйте, делайте подписку на все публикации, оставляйте комментарии.

Также вам могут понравиться статьи: