Найти тему

Смоленская икона Божией Матери Одигитрия

Когда поезд подходит к старинному городу Смоленску, который по заслугам именуют щитом земли Русской, первое, что привлекает взгляд человека – бело-голубой собор Успения Пресвятой Богородицы на высокой горе над кирпичными крепостными стенами. В течение многих столетий он был своего рода надежным ларцом для хранения драгоценного образа Одигитрии – таким же, как Успенский собор во Владимире – Для Владимирского Ее образа, Казанский в Петербурге – для Казанского, а Тихвинский – для Тихвинского.

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Смоленск
Собор Успения Пресвятой Богородицы. Смоленск

И все эти столетия сохранялась за крепкими стенами чудотворная икона, пока в начале Великой Отечественной не исчезла бесследно. Руки, вынесшие драгоценный образ из собора, были ли руками спасавшего реликвию человека или бесстыдного татя, содравшего с образа дорогой оклад, а сам образ уничтожившего? Молит ли этот человек Господа на небесах, чтобы в самый нужный час Он явил чудо и указал людям, где сохраняется чудотворная Смоленская? Или горит в адском огне, проклятый людьми за смертный грех поругания Духа Святого? Бог весть. Нам остается только молить Господа о чуде явления сохраненного образа. Да пока мы его не заслужили…

Сотни и тысячи чудотворных икон явила Богоматерь на Русской земле, и большая их часть – это образы Самой Небесной Владычицы.

Изводов и вариантов иконографических типов образа Матери Божией, освященных каноном, насчитывается несколько сотен. Еще никто не подсчитал их так, чтобы мы могли назвать точное число. Однако все они восходят к нескольким изначальным первообразцам. Они не сохранились, но представлены в списках, оригиналы которых предание связывает с апостолом Лукою. Эти иконы и положили начало основным иконографическим типам образа Богоматери.

Слева: Оранта – Молящая. В центре: Богоматерь Умиление. Справа: Богоматерь Одигитрия – Путеводительница.
Слева: Оранта – Молящая. В центре: Богоматерь Умиление. Справа: Богоматерь Одигитрия – Путеводительница.

Оранта – Молящая, взывая к новообращенной стране в первые века после того, как христианство стало государственной религией Руси, обещала защиту и спокойствие, устанавливала связь между дольним и Горним мирами.

Богоматерь Умиление, смягчая жестокие сердца, облегчая муку страждущих, исцеляя болящих, помогала в битвах с врагами.

Богоматерь Одигитрия – Путеводительница, указывая путь, не давала православному народу и верующему человеку сбиться с дороги.

Эти основные иконографические типы образа Богоматери пришли на Русь уже в домонгольский период. За столетия появилось огромное число их вариантов – изводов, а также икон сложных иконографических типов, среди которых исследователи выделяют символические композиции, включающие ветхозаветные прообразы Приснодевы. Напомним о священном образе Одигитрии, хотя говорили о нем раньше, когда речь шла о Тихвинской иконе Богоматери.

ОДИГИТРИЯ – ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА

Смоленская икона Богоматери Одигитрия. Список с утраченной иконы. Смоленская областная картинная галерея
Смоленская икона Богоматери Одигитрия. Список с утраченной иконы. Смоленская областная картинная галерея

Радуйся, радуйся, Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному – такие слова обращены к Путеводительнице в песне 7 Канона Богородице Одигитрии.

Иконографический тип иконы Одигитрия – Путеводительница являет молящемуся Богоматерь с Младенцем, сидящим на Ее левой руке, как на троне. Своей правой рукой Матерь Божия указует на Сына как на единственную Истину и Свет, Путь в Царство Небесное: из тьмы к Свету, от смерти – к жизни и от греха – к спасению. Младенец Христос в левой руке держит свиток или книгу, а правой благословляет Богородицу и в Ее лице все человечество. Реже в Его руках держава и скипетр – знаки царственности. Композиция Одигитрии - это символ спасения и искупления первородного греха для новой жизни человечества, выведенного Христом из тьмы к Богу – Свету. Матерь Божия и Сын Божий – это новая Ева и новый Адам, несущие человечеству Новый Завет – новый союз с Богом.

Согласно церковному преданию иконы Богоматери были написаны евангелистом Лукою, искусным врачом и художником, еще при Ее жизни, и принесены к Владычице. Одна из этих икон получила впоследствии именование Одигитрия[1]. Хранилась она в монастыре в Константинополе, внутри городских стен, к востоку от храма Святой Софии, во Влахернском храме, стоявшем на пути от городских ворот к святому целительному источнику[2].

Церковное предание говорит о сотворенных по молитве перед иконой великих чудесах. Так, Богоматерь трижды спасала Константинополь от неминуемой гибели при нашествиях на него врагов [3].

Образ Одигитрии также послужил основой для множества изводов, отличающихся друг от друга смысловыми акцентами и характерными деталями[4]. Особенное распространение получил этот образ несгибаемой стойкости и кроткого терпения в XIV – XV веках.

Дионисий. Богоматерь Одигитрия. 1482. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Дионисий. Богоматерь Одигитрия. 1482. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Удивительной красоты иконы бережно хранятся в лучших российских музеях. Кисти мастера Дионисия принадлежит дивной красоты образ Одигитрии, написанный на обгоревшей греческой доске в 1482 году и ныне находящийся в собрании Третьяковской галереи. Образ Одигитрии из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, также связываемый с артелью великого мастера Дионисия, находится в Русском музее.

Но многие иконы Одигитрии так и не покинули своих храмов, иные же, будучи унесены из России, ныне возвращаются в свой дом.

Свято-Успенский собор. Смоленск
Свято-Успенский собор. Смоленск

Ныне в храме Успения Божией Матери в Смоленске находится и весьма почитаемый верующими поздний список того образа, который пришел на Русь пости тысячу лет назад.

Согласно церковному преданию, написанная святым Лукою икона, а вернее всего, один из списков с нее, попал на Русь еще в 1046 году, на заре христианства, дабы вести по пути просвещения новообращенный народ. Поскольку достоверно известно, что Влахернская икона Одигитрия погибла в 1453 году при падении Константинополя, а списки с нее получили распространение по всем православным землям, можно предположить, что император Византии Константин Мономах, отправляя свою дочь Анну в путь в далекую страну Русь – замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича, – благословил ее святым образом – списком с Влахернской иконы Одигитрии. По смерти мужа княгиня Анна благословила святым образом сына своего – Владимира Мономаха. Став в 1093 году Смоленским князем, он перенес в этот город икону Одигитрия, которая с тех пор и стала именоваться Смоленской. Для этой святыни Владимиром Мономахом был в 1101 году заложен Успенский собор – на том самом месте, где ныне на горе, возвышаясь над городом, стоит каменный пятиглавый храм XVII-XVIII веков.

Смоленская икона Божией Матери Одигитрия прославилась многими чудесами, память о которых жива у жителей Смоленска до сей поры.

Одно из чудес относится к тому далекому XIII веку, когда Русь подверглась страшному нашествию орд Батыя. Согласно древнему преданию, когда Батый подступил к Смоленску, жители города усердно молились Владычице. И один из пономарей храма услышал от иконы голос, повелевающий призвать в храм некоего Меркурия – благородного римского слугу смоленского князя. Когда воин в броне, как и было велено, явился в храм, Владычица возвестила ему, что в предстоящую ночь Батый нападет на город и что Меркурий должен вступить в поединок с татарским исполином. «Я сама, - сказала Заступница, - буду с тобою, и ты одержишь победу, но знай еще, что вместе с победою тебя ожидает венец мученический»[5].

Так и случилось. Предание повествует, что во время борьбы Меркурия с противниками была видима величественная Жена со светлыми мужами, помогавшими Меркурию и устрашавшими неприятелей. Словно гонимые невидимою силой, враги бежали от города, оставив поле, покрытое множеством трупов. Смоляне же с почестями похоронили павшего в бою Меркурия в Успенском соборе, где и по сию пору можно видеть его могилу и воинские доспехи[6]. С той поры прославлена была Смоленская чудотворная икона по всей Русской земле.

В начале XV века на полстолетия был образ увезен из Смоленска и пребывал в Благовещенском соборе Московского Кремля. Сильно горевали смоляне о взятии у них иконы Небесной Покровительницы и в 1456 году отправили епископа Мисаила с уважаемыми горожанами в Москву, к князю Василию Темному, испросить ее обратно в Смоленск.

Государь и митрополит Иона признали просьбу законною, оставили в Благовещенском соборе точный список с чудотворного образа, возвращенного в Смоленск. С великими почестями митрополит с духовенством, Государь с детьми, боярами и всем людом московским с крестным ходом проводили икону до Девичьего поля, где и было совершено прощальное молебствие. На этом месте в 1524 году, при великом князе Василии Иоанновиче, был основан Новодевичий монастырь в память возвращения Смоленска под власть Российской державы[7] – в благодарность Матери Божьей, чей образ вел князя к победам. В этом монастыре в 1525 году поставили икону, списанную со Смоленской иконы Одигитрии, и 28 июля установили празднование с крестным ходом из Кремля в Новодевичий монастырь.

В Смутное время, когда поляки во главе с Сигизмундом осадили город, Одигитрия была вывезена из Смоленска в Москву, а затем в Ярославль, где и находилась до окончательного присоединения города-щита к Московскому государству. Только тогда повелением царя Алексея Михайловича образ был возвращен в Смоленск, где и пробыл до 1812 года.

Известно, что в 1666 году царским повелением архиепископ Смоленский Варсонофий возил в Москву для поновления две иконы Одигитрии: ту, что находилась в Успенском соборе, и другую, список с первой, сделанный в 1602 году и помещенный в Днепровской башне городской стены, а с 1729 или 1730 года – в надвратной церкви. Согласно некоторым источникам, именно эта икона, также чудотворная, была 5 августа 1812 года взята оставлявшими Смоленск русскими войсками. Именно ее накануне Бородинской битвы носили по русскому лагерю. Перед ней служили благодарственные молебны после каждой победы. А когда Смоленск был очищен от врага, 5 ноября – ровно через три месяца после ухода – по воле М.И. Кутузова чудотворная Смоленская икона Богоматери Одигитрия была возвращена на место. С того времени принято праздновать этот день в память о том, как помощью Пресвятой Богородицы были изгнаны враги[8].

А древняя Одигитрия, стоявшая в Успенском соборе, ушла в Москву, и толпы народа молились перед святым образом.

По миновании опасности эта икона вернулась на свое место в Смоленск, где и пребывала в Успенском соборе вплоть до 1941 года. Ее дальнейшая судьба неизвестна.

В наши дни была проведена расчистка древнего образа, скрытого от глаз под поздними слоями поновлений. И явился суровый и грозный Лик Богородицы – предводительницы Небесного Воинства, охранительницы Русской земли.

-6
Смоленская икона Богоматери Одигитрия (надвратная). Лик до и после реставрации
Смоленская икона Богоматери Одигитрия (надвратная). Лик до и после реставрации
Список с утраченной Смоленской иконы. XVII век. Смоленская областная картинная галерея
Список с утраченной Смоленской иконы. XVII век. Смоленская областная картинная галерея

Так хочется надеяться, что и древний чудотворный образ вернется в пределы России, как возвращаются ныне другие чудотворные образы Матери Божьей.

В Русском музее находится около десяти прекрасных икон этого извода, в основном работы мастеров XVI века.

Почитаемые и нередко чудотворные списки со Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии находятся (или находились долгое время) в Москве: в Успенском и Благовещенском соборах, в Новодевичьем монастыре, в церкви Рождества Богородицы «в сенях».

А также в Сергиевом Посаде – в Смоленской церкви Троице-Сергиевой Лавры (явлена в 1730 году) и в храмах многих иных русских монастырей и городов.

Иногда эти списки имеют небольшие отличия от основного извода и потому получают собственные поименования. Таковы Белгородская Смоленская икона Божией Матери (Смоленский собор, г. Белгород), Седмиозерная Белгородская Смоленская икона Божией Матери (Татарстан, г. Седмиозерка или Петропавловский собор, г. Казань,), Шуйская Белгородская Смоленская икона Божией Матери (г. Шуя Владимирской епархии) и др.

-9

Нонна  Яковлева

_________________________________________

[1] Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон. – Ярославль., 1994. С. 87.

[2] Согласно преданию к нему Сама Богородица привела двух слепых, обретших у источника исцеление. После этого чуда монастырь получил название Одигон – «вождение», «указание пути», а икона стала именоваться Одигитрией – Путеводительницей. Она хорошо была известна на Руси по рассказам паломников, посещавших Царьград, а в 1381 году епископ Дионисий Суздальский заказал и привез на Русь два списка с чудотворной Константинопольской иконы Одигитрии.

[3] Путеводительницей Одигитриею именовали и образ, помещаемый мореплавателями на носу или на корме корабля. - Праздники в честь чудотворных икон Пресвятой Богородицы с приложением тропарей, кондаков и молитв, с кратким объяснением. – М., 1996. С. 116.

[4] «Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его молитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери «Страстная» обычно изображают двух ангелов, летящих к младенцу с орудиями страстей, тем самым предвещая Его страдания за нас. В рузультате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа - Он изображен вполоборота, смотрящим на ангелов. Его руки держатся за руку Марии». (И. К. Языкова. Богословие иконы. М., 1995. С.95).

[5] Там же.

[6] См. о св. Меркурии: Н.М.Карамзин. История государства Российского. Кн. 1, т. IV, прим. 12.

[7] С 1404 по 1514 годы Смоленск был в составе Великого княжества Литовского.

[8] Земная жизнь Пресвятой Богородицы. С. 246