Найти тему
Мамкины игры

Как научить ребенка выполнять домашние задания самостоятельно?

Оглавление

Ооо, это мечта любого родителя, кмк) Когда я слушала одну известную нейропсихолога, то восхищалась её рассказами, что дети с первого класса собирали свои портфели, готовили лёгкие завтраки и делали уроки самостоятельно. Но мне казалось, что это не для всех реально)

Теперь попалось видео другого нейропсихолога, которая прям по пунктам объяснила, что для этого нужно. И начала она с того, что сидят рядом с детьми при выполнении д/з те родители, которые в 3, 4, 5 лет не играли с ними в необходимые для развития нужных навыков игры. На это времени не было. А сидеть до ночи выполнять домашку — время есть. Потому что если пропустил игру, оценку никто не поставит. А в школе уже такое не проходит.

Итак, что же нужно, чтобы помочь ребёнку, но при этом не создавать ситуацию, когда он не будет верить в свои силы?

1. Настольные игры

На счёт, чтение, буквы. В них достаточно играть по одной игре раз в неделю 10–15 минут. Производители: Банда умников, Простые правила, Стиль жизни, Бондибон. Это инвестиция в то, чтобы ребёнок выполнял задания самостоятельно. И начинать нужно задолго до школы.

Чтение / русский язык:

Математика:

2. Не садиться рядом с ребёнком

Самое худшее, что вы можете сделать для мотивации к учёбе — поставить свой стул рядом и начать что-то объяснять или просто контролировать молча, как он выполняет задание.

Единственный вариант, когда вы можете сесть рядом — вы в роли учителя. Например, на домашнем обучении. Или вы даёте ему какой-то навык, например, учите читать.

Но если задание ребёнку дали не вы, то вы не можете сидеть рядом.

А что делать?

Первое: достаём домашнее задание и спрашиваем "ты помнишь, что тут надо делать? ты понимаешь, как это делать? отлично, садись". Если ребёнок тревожится, или задания сложные, или их много, вы можете находиться рядом с ним. НО! При этом заниматься своим делом, в которые он не вовлечётся, не присоединится. Например, протереть что-то. Но если вы будете разбирать игрушки, он может начать отвлекаться и присоединяться. Смотрите по своему ребёнку, что его не отвлечёт.

Вы обязательно должны быть заняты чем-то, чтобы когда ребёнок обратится, вы могли потянуть время. "Сейчас я тут допротираю, попробуй сам разобраться".

3. Показывать на другом примере

Если ребёнок что-то недопонял, ему надо дообъяснить, всегда делайте это на другом примере. Используя другие числа / другие листы / другой кусок пластилина. Придумывайте похожий пример. И покажите, как его решать. Чтобы ребёнок смог выполнить задание по аналогии.

К ребёнку, в его тетрадь, его листочек, его задание / поделку вы не лезете. Он должен выполнить его сам и понять, как он это сделал. Это будет учить думать, учить мыслить, а не опираться на вашу голову "сейчас мама придёт и поможет". Мама не должна прийти и сделать за ребёнка, а должна реально помочь (дать удочку, а не рыбу).

4. Не указывать на ошибки и пропуски

Первое: пропуски — это не ошибки.

Если вы проверяете домашнее задание (первое время это можно делать), вы не указываете конкретно на ошибку. Вы говорите: "У тебя есть ошибка / три ошибки". Или "ты кое-что пропустил". И замолкаете. Ребёнок учится искать эти ошибки самостоятельно. Так формируются навыки самопроверки. Спустя несколько месяцев мы будем говорить "ты сделал д/з? Отлично! Проверь!"

Если снижена оценка, то вы не говорите "ты ошибся", вы говорите "ты не допроверил". Акцент на то, что нужно лучше проверить, перепроверить, проверить раза 2. А не на то, что сделал плохо, некачественно. Ошибаться — это нормально, но нужно перепроверять.

5. Учить выполнять инструкции

Вы должны обучать ребёнка выполнять простые и сложные инструкции. В этом классно работают конструкторы типа лего, задачки (IQ кубики, где мы рассказываем сказку, а ребёнок выполняет действия). Ребёнок запоминает инструкции, учится выполнять последовательность шагов.

IQ кубики, Айрис Пресс
IQ кубики, Айрис Пресс

Сюда же можно отнести стратегические игры, игры на заполнение пространства (в т.ч. тетрисоподобные игры). Потому что ребёнок учится наперёд думать, запоминать, мыслить. Поможет разбирать сложную составную задачу на пункты.

Стратегические игры с 3-х лет до младшей школы по усложнению:

Игры на заполнение пространства, есть кооперативные, но для стратегий лучше чтобы у каждого своё поле было:

6. Понимание прочитанного задания

Чтобы выполнять домашние задания самостоятельно, ребёнок должен понимать прочитанное. "Покажи, что ты понял это слово. Составь мне с ним предложение".

Очень классно работают первые детские тесты Реши-Пиши. Сюда же кроссворды (очень уж мне понравился кроссворд Граня), филворды (для 4–7 лет и 8–10 лет, игра Найди слова и Найди кусочки со словами — по ссылке вам доступно 2 платных скачивания в подарок при регистрации), сканворды.

Не каждый ребёнок захочет отвечать на ваши вопросы после прочитанного рассказа / книги, не каждый захочет делить это со своим родителем. А в кроссвордах нарабатывается грамотность. Плюс мы видим, понял ребёнок задание или нет.

Важно иметь дома орфографический словарь (словарь Ожегова, там можно и значение слова посмотреть), чтобы ребёнок мог проверить, правильно ли он будет писать слово.

7. Дедлайн

Манипуляции гаджетами не работают ("ты сначала сделай, а потом мультики / игры"), если вы хотите воспитать ответственного ребёнка, способного выполнять домашку самостоятельно.

Вы говорите: "Домашнее задание должно быть выполнено до 19:00. Потом у нас ритуальный час и сон. Ни о каких домашних заданиях речи быть не может".

Если вы помогаете ребёнку, то говорите: "Я могу помочь тебе только до 18 часов, потом у меня моё свободное / личное время, я тебе помогать не буду //И реально этого не делать//. У меня есть своя увлекательная жизнь, и я не готова тратить своё время на выполнение ТВОИХ домашних заданий. До 18:00 помогу. После 18:00 пожалею, если ты не успел, вместе поплачем". Пусть он получит свои двойки, пусть пойдёт с невыученными уроками, пусть поплачет. Но он должен уважать и ценить ваше время, ваше личное пространство. Вы это прочувствуете в подростковом возрасте.

Если говорим о младшей школе, то за час начинаем напоминать: "Уроки сделаны? Уже 17:00 / 17:30. В 18:00 все книжки должны быть собраны на полки / в рюкзак и всё, мы отдыхаем. Перед сном делать уроки не нужно, это вредно для твоего мозга. Мозг должен отдохнуть. Мы должны успеть поиграть, пообниматься, почитать, поужинать вкусно, поболтать и т.д.".

Чтобы понимать, что сделать домашнее задание нужно до 18:00, ребёнок должен... ↓

8. Разбираться во времени

С 5 лет нужно начинать учить часы, учить дни недели и составлять своё расписание. Учим планировать когда подготовка к школе, когда кружки. Да, в начальной школе вам надо будет где-то контролировать, где-то напоминать, где-то бороться с этой сумбурностью. Но вложившись раз, вы увидите результат в старших классах, в высших учебных заведениях.

9. Контроль навыков

Дошкольников и младших школьников проверяем на навыки. Как управляется с руками? Как держит карандаш? Насколько быстро пишет? Умеет ли держать строчку при чтении, при письме? Умеет ли вырезать? Переключение с одной позы на другую, моторные переключения.

Когда вы контролируете навыки ребёнка, вы понимаете, какие задачи ему будут даваться с трудом, где болевая точка. Вы увидите, на какой кружок его отдать, чтобы это подтянуть. Если проблема с руками — творческая студия. Если проблема с тем, чтобы отвечать — актёрское мастерство, чтобы раскрепостить. Если проблема с удержанием позы (вертится, крутится) — танцы, спорт, скалодром, веревочные парки. Плохая артикуляция — поиграть в скороговорки, "попробуй повтори", "мой сосед логопед", чистоговорки позаучивать.

Не столько важны хорошие отметки, мы должны облегчить ребёнку работу, труд, чтобы выполнение домашних заданий давалось максимально легко.

10. Контроль оценок

Мы должны контролировать только четвертные оценки. Ребёнок должен приучаться к тому, что он сам исправляет / зарабатывает свои оценки в ходе четверти.

Мы смотрим оценки не еженедельно (иначе вы замучаетесь), а скопом в конце четверти и анализируем. Где я могу что-то поменять, чем-то помочь, что-то облегчить?

Если там то 5, то 2, то 5, то 2 (потому что не выучил), то смотрим расписание. Возможно в эти дни у него 2 секции и ему некогда учить. Тогда либо разносим секции, либо напоминаем заранее.

Если 3, 3, 4, 4, т.е. он что-то недопонимает, то мы спрашиваем, точно ли он недопонимает? Или ему тема неинтересна? Или есть конфликт с учителем?

11. Кому вообще нужны домашние задания?

Если вы делаете домашние задания за ребёнка, вы для чего это делаете? Чтоб его похвалили, его выделили, не поругали? Для чего вам нужно это домашнее задание? Если д/з нужно, чтобы ребёнок закрепил пройденную тему, даже на свою тройку, но он поймёт на эту тройку сам, без вас. Или он поймёт с вами на пятёрку, но для чего вам эта пятёрка?

Если вы делаете это для своего ребёнка, вы ребёнку не будете мешать учиться. Он должен учиться так, как способен. Способен на 4 и 5 — он будет учится на 4 и 5. Не способен — будет учиться на оценки ниже, но это будут его оценки. И вы будете видеть, по каким предметам у него лучше, по каким тяжело. Это поможет в дальнейшем будете выбирать ВУЗ, средне-специальное заведение, профессию, секции, кружки.

Если вы делаете что-то за ребёнка, вы не знаете его, вы стараетесь из него вылепить что-то в угоду социальным параметрам / нормам, в угоду учителям.

Если ребёнок будет признавать свои слабые стороны и знать свои сильные стороны, это отлично! Значит, понятнее будет, что именно надо развивать, чтобы быть на своём месте.

Источник: @utkina.online

А как вы решаете задачу самостоятельной домашней работы?