Старшее поколение не представляет жизнь без своего дома или квартиры, поэтому всегда стремилось приобрести их. Однако сегодняшняя молодежь существенно отличается в своих взглядах на жизнь, в том числе и на недвижимость. Поэтому сегодня мы решили обсудить особенности взаимодействия девелопера и представителей молодых поколений вместе директором ГК «Алгоритм» Ксенией Белоусовой.
В чем, по-вашему, особенность молодого поколения?
Если говорить об особенностях поколения в целом, то я бы охарактеризовала его как людей с зеркально иным подходом к жизни, нежели у нашего поколения. Например, эти люди совсем иначе относятся к работе. Для них работа это то, что приносит не только деньги, но и удовольствие. А самое главное, не отнимает много времени. Потому история о долгом и тернистом пути к успеху для них довольно инородна. Сейчас в тренде краткая история о быстрой славе.
Молодежь довольно спонтанна, и живет на крайне высоких скоростях: делают покупки там, где получат наиболее быстрый ответ или гарантию самой быстрой доставки.
Ну и конечно, они крайне самостоятельные в финансовом аспекте, ведь плотное взаимодействие с деньгами у них началось довольно рано – с первых карманных денег, трату которых они всегда планировали самостоятельно.
Поколение 2000-х сегодня довольно молоды, быть может вопросы взаимодействия с ними, тем более в области покупки недвижимости, еще могут подождать?
Старшим представителям этого поколения сейчас 23 года, если рассмотреть классический сценарий, то полноценную активность на рынке жилья они начнут проявлять, примерно, года через 3. Однако не стоит забывать о том, что средний срок реализации жилого комплекса, плюс-минус, такой же. Так что остатки квартир в объекте, над которым мы работаем сейчас, покупать будут именно они, поэтому пренебрегать их интересами сегодня не целесообразно.
Ну и конечно не стоит забывать о том, что молодое поколение очень сильно склонно к ведению бизнеса, потому начинает зарабатывать довольно рано. К сожалению, у многих людей более старших поколений имеется привычка обесценивать это явление, ведь у многих из них понятие «труд» прямо ассоциируется с «вкалыванием на заводе», и вообще, «нормальной работой». В то время как молодежь предпочитает зарабатывать на ведении блогов, стримов, ну или получить онлайн-образование и начинать независимую жизнь намного раньше, чем если бы они ждали окончания ВУЗа.
Как я сказала ранее, они живут на более высоких скоростях, потому и деньги на квартиру у них, наверняка, появятся гораздо быстрее. Вопрос в том, станут ли они её покупать.
Почему возникает вопрос «будут ли покупать»?
Современная молодежь не видит особой ценности в «престижном» потреблении: дорогие ювелирные украшения, недвижимость или дорогие авто. Этот формат потребления им не интересен, так как не совпадает с их скоростью и ритмом жизни. На статусную покупку нужно копить, и порой очень долго, ну а купив, придется заморочиться и не менее дешевым обслуживанием этой покупки.
В этой системе координат покупка недвижимости в ипотеку, и фиксация себя на конкретном месте может быть для них чем-то из разряда негативного.
Ну и конечно, несмотря на то, что путь финансовой независимости для них начинается рано, стоимость квартиры — одна из ключевых проблем для молодежи. Думаю, я не совру, сказав, что цена за квадратный метр растет гораздо быстрее, чем размер зарплаты. Хотя стоит отдать должное, сегодня жилье в ипотеку доступно очень широкому спектру людей и поколений за счет послаблений требований банков.
Вот поэтому и имеется оговорка «если будут покупать», ведь вместо дорогой покупки всегда можно обратиться к аренде жилья, которая дает больше возможностей жить сегодняшним днем, обходя стороной часть сложностей.
Каким образом можно сохранить потребность в покупке квартиры?
Думаю, что здесь все начинается уже на этапе общей коммуникации. Молодежи нужно больше яркости, больше визуала. Сейчас информация обрабатывается и воспринимается через картинку, а не текст, пускай даже очень красивый.
Но самое ключевое, и довольно очевидное, условие, это подстройка под их ритм и скорость. Ключевая информация об объекте, застройщике, квартире должна быть быстродоступна, ведь им некогда искать ответ на вопрос в дебрях сайта или брошюры. Ну и конечно, персонализированное и быстрое общение в моменте, рассказывать одно и то же несколько раз подряд все также некогда, все должно быть быстро и по делу, с минимизацией «бюрократических издержек».
Помимо подхода к коммуникации будут ли изменения к типу жилья?
Конечно. Молодое поколение всегда ищет возможности минимизировать взаимодействие со всем, что возможно автоматизировать: автоматическое освещение, датчики движения и прочее.
Не менее важный критерий в выборе недвижимости — эргономичность планировок, хорошая инсоляция помещений и возможность зонирования. Погоня за квадратными метрами для них закончилась, так и не начавшись. Большой площади они предпочтут «евродвушку», ведь их предпочтения направлены в сторону небольших помещений с открытой планировкой, с возможностью адаптации под свои предпочтения.
Не менее важным является и местоположение комплекса. Да, инфраструктура всегда и для всех была важным критерием в выборе квартиры, однако для нового поколения это более высокий уровень важности, потому что это поколение активное: они часто выбираются в торговые центры, бары и рестораны, чтобы встретиться с друзьями. Так что рядом с жильем им критически важны точки притяжения, где можно отдохнуть, развлечься и активно провести время.
Разве сегодня все эти критерии не важны при покупке квартиры?
Да конечно, они имеются, и они важны. Однако степень их критической важности для покупателя гораздо ниже, чем у сегодняшней молодежи. Проще говоря: сегодня это довольно важные критерии при выборе жилья, однако с их отсутствием сегодняшний покупатель может смириться. Важно, полезно, удобно, но не критично, скажем так.
А вот молодой человек, который скоро выйдет на рынок недвижимости, находится в очень тесном взаимодействии с технологическим развитием в течение всей своей жизни, будет расценивать эти пункты уже с точки зрения «обязательных критериев для жизни».
А чего вы, как девелопер, ожидаете от молодого поколения?
Что они будут хотеть жильё в комплексе с услугами: готовые квартиры с ремонтом, мебелью, подключёнными услугами связи или в целом с системами умного дома, а также готовы пожертвовать метражом квартиры ради её расположения и их вариант — студия в центре.
Что для них важно пространство, а не только квартира: свой двор, парк за окнами и газон, стоянки для велосипедов и самокатов, просторные холлы, общие зоны для встреч.
Я ожидаю, что молодое поколение высоко ценит экологичность, практичность и функциональность. Они обращают особое внимание и на материалы, и на энергоэффективные решения.
Интервью: Юрий ИВАНОВ
Фото предоставлены ГК "Алгоритм"