Найти тему

Кто Я? Суть атма-вичары.

Сегодня мы рассмотрим ещё один из основных инструментов в работе с пространством мыслей — практику атма-вичара (самовопрошание "Кто я?"). По другому это ещё называют самоисследованием. 

Метод этой практики - поиск смотрящего... поиск себЯ... Главный вопрос который используется при этом - КТО? "КТО смотрит? КТО видит? КТО практикует?" и так далее... Если после вопроса "КТО?" следует ответ "Я", то сразу же задаётся вопрос, а "КТО Я?" и происходит дальнейшее смотрение в ум.

Кто я? — вопрос не требующий ментального ответа... Просто смотрите в ум...
Кто я? — вопрос не требующий ментального ответа... Просто смотрите в ум...

В принципе в этом и есть суть самоисследования — смотрение вглубь себя, смотрение в ум... Сам по себе поиск это активность ума, но чего бы ум не пытался найти, он всегда находит лишь сам себя в виде неких мыслеобразов — больше никого нигде нет! Осознание этого останавливает ум — поток мышления разрывается и происходит раскрытие ума как пространства чистой осознанности, в котором внимание остаётся открытым к тому, что есть и не упаковывается в мысли. 

 Таким образом узел эго постепенно начинает развязываться...

В результате самоисследования вы не можете найти и увидеть никакого себя, ни в каком виде! Ни в виде "пустоты", ни в виде "покоя", "любви", "пространства" или чего бы то ни было другого! Всё, что будет попадаться вниманию, это производные ума, чем бы это ни казалось. Сначала это может не осознаваться — казаться, что вот оно, это некое тонкое чувство себя, но при пристальном и продолжительном приложении внимания к любому из предполагаемых ощущений себя, рано или поздно оно будет превзойдено и покажет свою иллюзорность... На глубоких уровнях самоисследования, когда мышление остановлено и откинута привязанность к любым тонким образам, случается то, что иногда называют осознаванием осознавания, или есть другое выражение — внимание осознаёт само себя, после чего ум схлопывается, оставляя неконцептуальную чистоту изначального Источника...  

Таким образом в конце концов приходит осознание, что указывать на некоего "оформленного себя", значит создавать в сознании очередную концептуальную опору. Искомое есть Источник чистого осознавания, никак не выразимый и не имеющий природы объекта - всё в нём, но без него...

В истинном состоянии вы не знаете себя... Любое знание вторично и случается уже как игра ума... Можно сказать, что знание себя случается не знанием...

При самоисследовании внимание должно "проходить всё глубже и глубже", отметая все предлагаемые умом "виды себя", пока не осознает само себя.
При самоисследовании внимание должно "проходить всё глубже и глубже", отметая все предлагаемые умом "виды себя", пока не осознает само себя.

В заключение приведу цитату о практике самоисследования, известного Учителя адвайты Нисаргадатты Махараджа:

"Всё, что нужно - это посмотреть: кто - я?
Но это не так, что идея "я есть" заменяется идеей "никакого меня нет".
А так, что смотрится: кто знает эти идеи? Кто их свидетель? Кто ищет свидетеля?
Кто вообще здесь есть? Кто осознаёт?
Очевидно, что всё осознается, но кто осознает, кто - эта осознающая сущность? И если отбрасывать все ответы и продолжать проникновение в себя (но не в тело, конечно), продолжать пытаться ощутить себя, пережить себя "в чистом виде", то это случится...
... в процессе настоящего поиска мысли останавливаются незаметно, потому-что ты не ими занят, а попытками найти сам центр себя (но не тела), "войти" в себя...
...Это не деятельность ума! Это
внимание к источнику из которого внимание исходит."