"Киногород" — так бы назывался отечественный Голливуд, который хотел создать Сталин, но, к сожалению, этому было не суждено сбыться.
В то время, когда Голливуд познавал основы продюсирования и кинопроизводства, советские режиссёр решили миновать этот процесс и создавать авангардные фильмы, размышлять о природе монтажа и экспериментировать. И грех ли жаловаться на гений Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Кулешова или Пудовкина, но они были исключением, тогда как в Голливуде мастеров было больше, чем пять, причём как технарей-постановщиков, так и гениев кино.
И во многом благодаря системе, которая начала формироваться именно с 10-х годов прошлого века.
Созданием советского Голливуда занимался Борис Захарович Шумяцкий.
В мае 1935 года товарищ Шумяцкий отправился в Голливуд, чтобы понять его изнутри. В Америке они провели около двух месяцев, сосредоточив свое внимание на работе Голливуда, встретились с известными режиссерами: Капра, Майлстоун, Мамулян, Кинг Видор, Фриц Ланг и даже Чарли Чаплин, снявший к этому времени "Новые времена". Еще до отъезда в Америку Шумяцкий размышлял о серьезных реформах в советском кино и прежде всего о его лучшем техническом оснащении, но главное: именно продюсер должен был стать главным в производстве фильма, а не товарищи из бюро, которые оценивали художественную составляющую фильма.
Цели были благородны, масштабны и в своих амбициях гениальны. Предполагалось создать в Киногороде по одной улице всех известных стран от Елисейских Полей до улиц Нью-Йорка. Как идеальное место для солнца и разнообразие природы, был выбран Крым. Шумяцкий планировал выпускать до 200 фильмов в год (в три-четыре раза больше, чем было до этого) с перспективой увеличения объема производства картин до 700 кинолент, почти Голливудские мерки.
Но тут случился донос. Оттуда, откуда не ждали. Ильф и Петров вернулись из Америки и описывали кинематограф США, как разлагающийся. "На 700 фильмов, выходит в прокат десять хороших". Также писатели раскритиковали мнение о том, что нужно хорошее естественное освещение. Голливуду солнце не нужно. Они могут создать любое время суток и флору в своих павильонах. На что Шумяцкий, написал ответное письмо:"Вы хоть понимаете сколько потребуется денег, чтобы организовать и поддерживать такое количество электроэнергии?" Также он обвинил писателей в некомпетенции данного вопроса. Сталин заступился за Шумяцкого, сказав, что Ильф и Петров увидели, что-то "из вагона метро и приняли за достоверность".
Но вскоре Сталин охладел к этой идее. Подбрасывало масло в огонь несколько факторов.
1) Долго искали место для возведения Киногорода. Процесс его создания растянулся на несколько лет.
2) Зачем давать свободу кинематографу, когда раз за разом можно снимать ура-патриотические ленты вроде "Чапаева" (любимый фильм Сталина). Давать свободу продюсерам, на чём настаивал Шумяцкий, не входило в планы вождя.
3) Дороговизна. Сталин не мог одобрить проект создания советского Голливуда, требовавшего 400 миллионов рублей затрат, нужных ему совсем для других целей.
4) Всё больше ходила в газетах молва и манипуляции, что Шумяцкий сознательно растягивает процесс создания Киногорода, чтобы набить карманы деньгами. Эту травлю и клевету доносили Ильф и Петров, указывая на том, что в Голливуде снимаются паршивые фильмы, зачем их снимать их же у нас на родине?
5) Международная обстановка всё сильнее расшатывалась, говорили о предстоящей войне и нужно было выбрать: либо вкладываться в киногород, либо укреплять и без того шаткие экономические позиции.
Привели все эти причины к смерти одного человека, решившего создать отечественный Голливуд.
Шумяцкого сделали козлом отпущения и отправили на допрос, где, разумеется, он во всём признался. В том, чего не делал. На этом допросе он узнал из обвинения, что успешно трудился в японской и английской разведках, получив за передачу Японии и Англии "важнейших государственных и военных тайн крупные денежные суммы золотом".
Обвинительное заключение гласило: «В январе 1937 года группа террористов во главе с ним, Шумяцким, с целью совершения террористического акта против членов Политбюро, умышленно разбила запасную колбу ртутного выпрямителя и отравила помещение просмотрового кинозала в Кремле»
28 июля 1938 года ему вынесли смертный приговор, а на следующий день расстреляли. Сталинская эпоха запомнилась в истории кино, как "малокартинье", где люди вынуждены были смотреть на скучные однодневные картины и при этом не видеть "разлагающихся" американских кинолент вроде "Клеопатры", "Великого Зигфелда" или "Унесённые Ветром".
__________________________________
Как Вам эта идея, которая не увидела свет? Пишите комментарии (а не доносы) и ставьте свои лайки!
Всем добра и здоровья!