(продолжение)
ГЕНИАЛЬНОСТЬ В ПРОСТОТЕ.
"Газон" - машина простая. Почему так получилось? Народ, которому предстояло сидеть за его баранкой, не имел не то что достаточного технического образования, а зачастую умел лишь читать и писать, имея за плечами начальную школу. Станций технического обслуживания не существовало, хорошо, если при гараже был электрик и карбюраторщик, а то и их не было. Двигатель, конечно. ремонтировали мотористы, здесь требовалась квалификация. Надо было соблюсти размеры, подогнать вкладыши, правильно поставить поршни и шатуны, поставить так, как они были поставлены на заводе.
Хорошие мотористы ценились. Как-то стал невольным свидетелем такого разговора:
- Ты, где сейчас трудишься?
- На энном предприятии.
- А на старом чо?
- Жилья не было и не предвиделось, а директор на энном предприятии сразу квартиру предоставил. Я ему говорю, что меня без отработки не отпускают (а только ввели вместо 12 дней отработки месячный срок), а он мне отвечает, мол вселяйся и спокойно отрабатывай.
"Газоновские" двигатели ремонтировать умели хорошо. На холодную давление масла всегда было пять очков, а на горячую - стрелка прибора прилипала на цифре три при любых оборотах.
При установке зажигания большой точности не требовалось, при необходимости можно было подрегулировать октан-корректором. А потом правильность установки зажигания проверялась на ходу. Порожняком идешь на четвертой передаче по твердой ровной дороге, сбавляешь скорость до 20 км. в час и резко давишь на акселератор. Сразу начинают звенеть поршневые пальцы, при скорости 40-45 км. в час пальцы замолкают. Все, зажигание установлено правильно. Если звон прекращался при 30-35 км. в час, то зажигание позднее, если пальцы продолжали звенеть и после сорока пяти, то зажигание раннее.
Октан-корректор - интересная штука. Однажды произошел удивительный случай. Работал на машине первый год. Уборочная. Возим зерно из-под комбайнов на ток. Ближе к вечеру с машиной случилось невероятное. Загрузил два бункера, прошел по полю, по проселку, выхожу на грейдер, разгоняюсь и перехожу на четвертую.., двигатель начинает сдыхать. Переключаюсь на третью, перегазовываю - все в норме. Включаю четвертую - мотор сдыхает напрочь. Проверил трамблер, покрутил главный жиклер - все в норме, как и должно быть. Как мотор связан с прямой передачей? На остальных идет, как обычно, а на четвертой сразу к нулю? И это только на загруженной машине.
Обратился к отцу. Он ответил, что сейчас исправить невозможно, а только по приезде домой. Дома велел принести лежавший на чердаке трамблер, снял с моего октан-корректор и на его место поставил октан-корректор с принесенного трамблера. Я спросил у него, а он ответил, если будешь работать и будет желание, то узнаешь: почему так случилось. Он всегда мне говорил:
- Ищи сам неисправность. Я тебя идти в шофера не заставлял.
Конечно, со временем я узнал что к чему, а тогда, действительно. никогда бы не сообразил. Внутри октан-корректора стояла пружина опережения зажигания. Вот она и лопнула.
А зачем нужен был октан-корректор говорит его название. Чтобы при дерьмовом бензине можно было подрегулировать зажигание на более позднее, а при хорошем - на более раннее. Октановое число бензина А-66 не всегда соответствовало. Однажды заправился на совхозной ферме, а не на центральной заправке совхоза. Загрузился зерном и пошел на элеватор. Опять случились непонятки. Машина была нормальной, а здесь тяга двигателя хреновая, пальцы брякают... Дошел, разгрузился, порожняком вроде бы и нормально. Подъезжаю домой, навстречу идет отец и спрашивает:
- Как машина?
- А он откуда знает? - Думаю. И рассказал все, что происходило с моим "газоном".
- Больше там не заправляемся, - говорит отец. - Солярка в бензине.
Я от удивления рот открыл, не могу взять в толк, как можно разбавлять бензин, да еще соляркой. Потом уже умел сам определять качество бензина по своей технике, будь то автомобиль или мотоцикл, или бензопила... А в СССР много было любителей разбавлять бензин, особенно, когда у людей стала появляться личная техника. Конечно, в фильме "Джентльмены удачи" маленько перегнули палку, что Вася разбавлял бензин ишачьей мочой. Но на нефтебазах и на заправках достаточно часто лили дешевое топливо в дорогое.
Вот почему раньше были шофера, а не водители. Никаких тебе стендов, приборов. Существовал один метод нахождения неисправности: собственные знания и метод "научного тыка". Зато неисправную свечу находили за полминуты-минуту. Берешь молоток и по очереди замыкаешь, при работающем двигателе, свечи на массу. Звук не меняется, вот она свечка сдохшая. На "восьмерке" приходилось выворачивать каждую свечу и крыть матом, когда неисправной находишь седьмую или восьмую.
(продолжение следует)