В 2019 году бывший губернатор Чукотки и по совместительству самый богатый гражданин Португалии Роман Абрамович внезапно озадачился состоянием дел в российском кинематографе. Судя по всему, уровень русофобии, демонстрируемый современным отечественным кинопромом, показался ему недостаточным. Проблема требовала решения, и оно было найдено. Созданный Роман Аркадьевичем фонд «Кинопрайм» стал надежным прибежищем для режиссеров и продюсеров, ненавидящих свою страну и презирающих людей, которые в ней живут.
На сайте «Кинопрайма» я нашел информацию о членах экспертного совета и руководстве этого фонда. Ну что сказать, набор имен впечатляет. Тут тебе и Павел Чухрай, не поддержавший присоединение Крыма к России. Компанию ему составляет Лариса Малюкова, обозреватель «Новой газеты» — признанной генпрокуратурой РФ нежелательной на территории России организацией. В 2014 году эта барышня выступала с резким осуждением «Крымской весны» и последовавших за ней событий, ну а теперь она выбирает фильмы, достойные щедрот Абрамовича. Помогает ей в этом режиссер Попогребский, еще один страдалец о судьбах деятелей культуры Украины.
Не очень удобно, конечно, вышло с Александром Роднянским. На мой непросвещенный взгляд, заочно арестованный российским судом за распространение фейков о вооруженных силах РФ гражданин Украины — это не совсем тот, кто должен продвигать правильное кино в нашей стране. Впрочем, исполнительный директор «Кинопрайма», бывший глава Фонда кино Антон Малышев, видимо, считает иначе. Ну а если в чем-то он и ошибается, его всегда готов поправить младший брат Андрей — заместитель министра культуры Российской Федерации.
После ознакомления с политическими воззрениями бравых кинопраймовцев мне стало жутко интересно, что же за кино снимают нынче на деньги Романа Абрамовича. Вдруг опальный олигарх поддерживает творцов-патриотов, радеющих за Родину и народ. Конечно, мои наивные ожидания были напрасны. На деле фонд выделяет средства на фильмы про нищую и убогую Россию, погрязшую в произволе и разрухе. Все эти картины словно бы существуют в какой-то параллельной вселенной, населенной злыми совками и недоразвитыми русскими. Одним словом — дно, но как оказалось, можно провалиться еще ниже. Три фильма из числа спонсируемых «Кинопраймом» так ловко пропагандируют русофобию и запредельный цинизм, что к ним стоит присмотреться повнимательнее. На всякий случай. Мало ли наступишь, обувь придется отмывать.
1. «Капитан Волконогов бежал»
2021, режиссеры Алексей Чупов, Наталья Меркулова.
Я мог бы описать этот фильм буквально парой слов, но на Дзене не приветствуется ненормативная лексика. Придется сдерживаться, но думаю, что я справлюсь. Итак, знакомьтесь, на экране главный герой картины — капитан Федор Волконогов. Этот приятный во всех отношениях молодой человек служит в НКВД. Ну а поскольку на дворе 1938 год, занят он в основном пытками и расстрелами невинных людей. Хотя нет, насчет людей я, пожалуй, погорячился. Показанное в картине население СССР явно не относится к роду людскому. Все персонажи фильма какие-то перекособоченные, больные, серые. Я решил, что это демоны-неудачники, которых выселили из преисподней за долги по квартплате.
Мою догадку отчасти подтвердили режиссеры, подослав к капитану на разговор мертвого чекиста. В ходе беседы с чутка разложившимся коллегой Федор выясняет, что тот проживает в аду. По непонятной для меня причине трупу не нравится место его постоянного пребывания. Это странно, ведь даже дети знают, что жизнь в СССР гораздо страшнее любой геенны огненной.
Как-бы там ни было, бывший сослуживец объясняет Федору, что тот может избежать вечных мук. Для этого он должен получить прощение от родственника одной из своих многочисленных жертв. Надо, так надо — решает Волконогов, незамедлительно отправляясь на поиски нужных ему людей. Обитают они в типичных для Советского Союза локациях, среди которых мы увидим морг, мрачного вида завод, обшарпанную коммуналку и заброшенный чердак. Перемещается между этими точками капитан на жутко скрежещущем трамвае, периодически проваливаясь во флешбеки, состоящие из воспоминаний о нелегком чекистском прошлом. Заканчивается эта ахинея довольно предсказуемо. В какой-то момент Федор наконец понимает, что ад всяко лучше тоталитарного Мордора, и прыгает с крыши. Конец.
2. «За нас с вами»
2023, режиссер Андрей Смирнов.
До чего отличное все же получается кино, если снимает его тесть Чубайса, а оплачивает это веселье Абрамович. Нет, ну правда, разве можно остаться равнодушным, наблюдая за страданиями интеллигентной семьи, выживающей в суровой большевистской Москве 1953 года. Лично я был поражен мужеством и выдержкой этих светлоликих людей, вынужденных соседствовать с убогим быдлом, отрицающим либеральные ценности. Отдельного упоминания заслуживает то мастерство, с которым Андрей Смирнов подчеркивает колоссальную разницу между солью нации и распоясавшейся чернью. Знали бы эти строители коммунизма, что через 40 лет страной будет рулить Чубайс, вели бы себя потише. Анатолий Борисович — это вам не Сталин. Попробуй при нем побуянь, мигом не впишешься в рынок и сгинешь, как тебя никогда и не было.
3. «Петровы в гриппе»
2020, режиссер Кирилл Серебренников.
Создатель этого фильма не стал размениваться на исторические экскурсы, решив продемонстрировать нам всю нелепость существования современной России. По версии Серебренникова, вся наша страна — это грипп, болезнь, тяжкий сон человечества. Неудивительно, что в его картине о бредовых видениях четы Петровых в принципе нет положительных персонажей. Да и откуда им взяться в России — государстве бандитов, люмпенов, маргиналов и дегенератов. Себя, однако, режиссер ни к одной из этих категорий не причисляет. Не смущает его и приговор суда, по которому он признан виновным в хищении ста с лишним миллионов рублей из бюджета РФ. В конце концов, разве ж это плохо — позаимствовать деньги у страны, которая, со слов Серебренникова, «ведет себя как гопник, сошедший с ума».