Найти тему
Вдоль и поперек

Пляски на костях, или сказ о том, как российские режиссеры Родину продают

В 2019 году бывший губернатор Чукотки и по совместительству самый богатый гражданин Португалии Роман Абрамович внезапно озадачился состоянием дел в российском кинематографе. Судя по всему, уровень русофобии, демонстрируемый современным отечественным кинопромом, показался ему недостаточным. Проблема требовала решения, и оно было найдено. Созданный Роман Аркадьевичем фонд «Кинопрайм» стал надежным прибежищем для режиссеров и продюсеров, ненавидящих свою страну и презирающих людей, которые в ней живут.

Роман Абрамович на фестивале «Кинотавр».
Роман Абрамович на фестивале «Кинотавр».

На сайте «Кинопрайма» я нашел информацию о членах экспертного совета и руководстве этого фонда. Ну что сказать, набор имен впечатляет. Тут тебе и Павел Чухрай, не поддержавший присоединение Крыма к России. Компанию ему составляет Лариса Малюкова, обозреватель «Новой газеты» — признанной генпрокуратурой РФ нежелательной на территории России организацией. В 2014 году эта барышня выступала с резким осуждением «Крымской весны» и последовавших за ней событий, ну а теперь она выбирает фильмы, достойные щедрот Абрамовича. Помогает ей в этом режиссер Попогребский, еще один страдалец о судьбах деятелей культуры Украины.

Не очень удобно, конечно, вышло с Александром Роднянским. На мой непросвещенный взгляд, заочно арестованный российским судом за распространение фейков о вооруженных силах РФ гражданин Украины — это не совсем тот, кто должен продвигать правильное кино в нашей стране. Впрочем, исполнительный директор «Кинопрайма», бывший глава Фонда кино Антон Малышев, видимо, считает иначе. Ну а если в чем-то он и ошибается, его всегда готов поправить младший брат Андрей — заместитель министра культуры Российской Федерации.

Исполнительный директор фонда «Кинопрайм» Малышев Антон.
Исполнительный директор фонда «Кинопрайм» Малышев Антон.

После ознакомления с политическими воззрениями бравых кинопраймовцев мне стало жутко интересно, что же за кино снимают нынче на деньги Романа Абрамовича. Вдруг опальный олигарх поддерживает творцов-патриотов, радеющих за Родину и народ. Конечно, мои наивные ожидания были напрасны. На деле фонд выделяет средства на фильмы про нищую и убогую Россию, погрязшую в произволе и разрухе. Все эти картины словно бы существуют в какой-то параллельной вселенной, населенной злыми совками и недоразвитыми русскими. Одним словом — дно, но как оказалось, можно провалиться еще ниже. Три фильма из числа спонсируемых «Кинопраймом» так ловко пропагандируют русофобию и запредельный цинизм, что к ним стоит присмотреться повнимательнее. На всякий случай. Мало ли наступишь, обувь придется отмывать.

1. «Капитан Волконогов бежал»

2021, режиссеры Алексей Чупов, Наталья Меркулова.

Вы не поверите, но это чекисты.
Вы не поверите, но это чекисты.

Я мог бы описать этот фильм буквально парой слов, но на Дзене не приветствуется ненормативная лексика. Придется сдерживаться, но думаю, что я справлюсь. Итак, знакомьтесь, на экране главный герой картины — капитан Федор Волконогов. Этот приятный во всех отношениях молодой человек служит в НКВД. Ну а поскольку на дворе 1938 год, занят он в основном пытками и расстрелами невинных людей. Хотя нет, насчет людей я, пожалуй, погорячился. Показанное в картине население СССР явно не относится к роду людскому. Все персонажи фильма какие-то перекособоченные, больные, серые. Я решил, что это демоны-неудачники, которых выселили из преисподней за долги по квартплате.

Мою догадку отчасти подтвердили режиссеры, подослав к капитану на разговор мертвого чекиста. В ходе беседы с чутка разложившимся коллегой Федор выясняет, что тот проживает в аду. По непонятной для меня причине трупу не нравится место его постоянного пребывания. Это странно, ведь даже дети знают, что жизнь в СССР гораздо страшнее любой геенны огненной.

Как-бы там ни было, бывший сослуживец объясняет Федору, что тот может избежать вечных мук. Для этого он должен получить прощение от родственника одной из своих многочисленных жертв. Надо, так надо — решает Волконогов, незамедлительно отправляясь на поиски нужных ему людей. Обитают они в типичных для Советского Союза локациях, среди которых мы увидим морг, мрачного вида завод, обшарпанную коммуналку и заброшенный чердак. Перемещается между этими точками капитан на жутко скрежещущем трамвае, периодически проваливаясь во флешбеки, состоящие из воспоминаний о нелегком чекистском прошлом. Заканчивается эта ахинея довольно предсказуемо. В какой-то момент Федор наконец понимает, что ад всяко лучше тоталитарного Мордора, и прыгает с крыши. Конец.

2. «За нас с вами»

2023, режиссер Андрей Смирнов.

Мрачный праздник в Советском Союзе.
Мрачный праздник в Советском Союзе.

До чего отличное все же получается кино, если снимает его тесть Чубайса, а оплачивает это веселье Абрамович. Нет, ну правда, разве можно остаться равнодушным, наблюдая за страданиями интеллигентной семьи, выживающей в суровой большевистской Москве 1953 года. Лично я был поражен мужеством и выдержкой этих светлоликих людей, вынужденных соседствовать с убогим быдлом, отрицающим либеральные ценности. Отдельного упоминания заслуживает то мастерство, с которым Андрей Смирнов подчеркивает колоссальную разницу между солью нации и распоясавшейся чернью. Знали бы эти строители коммунизма, что через 40 лет страной будет рулить Чубайс, вели бы себя потише. Анатолий Борисович — это вам не Сталин. Попробуй при нем побуянь, мигом не впишешься в рынок и сгинешь, как тебя никогда и не было.

3. «Петровы в гриппе»

2020, режиссер Кирилл Серебренников.

Типичные представители населения России.
Типичные представители населения России.

Создатель этого фильма не стал размениваться на исторические экскурсы, решив продемонстрировать нам всю нелепость существования современной России. По версии Серебренникова, вся наша страна — это грипп, болезнь, тяжкий сон человечества. Неудивительно, что в его картине о бредовых видениях четы Петровых в принципе нет положительных персонажей. Да и откуда им взяться в России — государстве бандитов, люмпенов, маргиналов и дегенератов. Себя, однако, режиссер ни к одной из этих категорий не причисляет. Не смущает его и приговор суда, по которому он признан виновным в хищении ста с лишним миллионов рублей из бюджета РФ. В конце концов, разве ж это плохо — позаимствовать деньги у страны, которая, со слов Серебренникова, «ведет себя как гопник, сошедший с ума».