Найти в Дзене
KIDS+

Церковный совет постановил... при помощи кляпа закрыть ей рот: как рожали королевы и простолюдинки

Меня поражают различия в отношении к беременности и родам у разных народов: чем более цивилизованно общество, тем сложнее будущей матери и наоборот. Особенно ярко это отражается в исторических хрониках и рассказах о том, как жили раньше.

Например, дикий факт, упоминающийся в книге акушера-гинеколога Дианы Юмакаевой «Проклятие Евы», про Средневековье:

«...церковный совет города Кельна постановил, что в случае смерти роженицы необходимо при помощи кляпа закрыть ей рот, чтобы младенец не задохнулся, пока его будут извлекать оперативным путем. При этом жизнь новорожденного поддерживали лишь до момента крещения». А там, видимо, как Бог решит...

Те времена в Европе были темными во всех отношениях: повивальные традиции античности, когда проводили акушерский поворот, прокалывали плодный пузырь и боролись за жизнь не только матери, но и ребенка, были преданы забвению. В медицине господствовали теории римского анатома и врача Галена, которые во многом оказались ошибочными.

«Источником анатомических знаний для него [Галена] служило исследование трупов животных, так как вскрытие человеческих тел в Риме было запрещено. Поэтому долгое время врачи считали, что матка женщины имеет два рога, как матка собаки, а вход в малый таз – расширение книзу, как таз у коровы» (Диана Юмакаева «Проклятие Евы»).
Кадр из сериала «Борждиа» (источник фото: https://la-gatta-ciara.livejournal.com/238910.html)
Кадр из сериала «Борждиа» (источник фото: https://la-gatta-ciara.livejournal.com/238910.html)
«... Никто не заботился об оказании качественной помощи в родах. Родовые муки воспринимались как наказание за грехопадение Евы (...) при этом материнская, как и младенческая смертность оставалась крайне высокой (...) "Когда роды Флорианы, польской знатной дамы середины XIII века, осложнились предлежанием ребенка, повитухи посчитали ее погибшей и оставили ее на милость Божию, так как только половина головы младенца показалась из тела матери и ее нельзя было втолкнуть назад, ни вытащить наружу. Флориана лежала в этом крайнем состоянии с девятого часа (около трех дня) до вечерни (шесть часов). Уровень медицинских сведений, доступных в Кракове того времени, подразумевает, что даже самая знатная дама должна быть оставлена на произвол судьбы… в данном случае на смерть» (Диана Юмакаева «Проклятие Евы»).

Насколько более адекватным на этом фоне выглядят традиции древних народов или в более отсталых по сравнению с Европой стран! К примеру, в Древнем Египте женщины рожали в специальном помещении вместе с помощницами (сейчас бы их назвали доулами), которые поддерживали ее, помогали, принимали и обмывали ребенка. После родов мать должна была проходить «ритуальное очищение», требовавшее, чтобы она оставалась в хижине и не покидала ее в течение пары недель (за это время она могла отдохнуть и сосредоточиться на малыше и кормлении грудью).

В Китае, Малайзии, Индонезии и некоторых других азиатских странах до сих пор распространен обычай «цзо-юэцзы», согласно которому молодая мать в течение 30-40 дней восстанавливает силы и налаживает грудное вскармливание, а всю работу по дому делают родственники.

Китаянка после родов (источник фото: The Panda Traveler)
Китаянка после родов (источник фото: The Panda Traveler)
«С точки зрения современной науки это имело смысл. Шейка матки закрывается примерно спустя три недели после родов, плацентарная площадка в полости матки заживает к концу 6-8 недели. Физическая активность и нагрузки до истечения срока могут привести к гинекологическим проблемам в будущем: опущению половых органов, недержанию мочи, запорам» (Диана Юмакаева «Проклятие Евы»).

В Китае существуют пансионаты, куда молодая мама может приехать с ребенком прямо из роддома! Там она отдыхает, восстанавливает силы и делает косметические процедуры. Не удивительно, что если китаянка выглядит усталой и изможденной, сердобольные родственники советуют ей «родить ребенка и хорошенько отдохнуть»! Боюсь, что европейцы восприняли бы этот совет в штыки, так как их опыт родов был несколько иным:

«Показателем является тот факт, что на последних сроках беременности представительницы монарших семей писали завещание, а среди знатных дам было принято заказать собственные портреты перед родами – на память мужу» (Диана Юмакаева «Проклятие Евы»).

До наших дней дошло множество таких портретов и известно, что многие изображенные на них дамы действительно умерли в родах или вскоре после них. Например, юная императрица Мария Леопольдина Австрийская, жена Фердинанда III, императора Священной Римской империи, короля Германии, Венгрии и Чехии. Бедняжка скончалась в 16 лет вскоре после тяжелых родов (мальчик, которого она родила, Карл Йозеф Австрийский, тоже умер в очень юном возрасте).

Императрица Мария Леопольдина Австрийская (1632-1649); фото из свободных источников
Императрица Мария Леопольдина Австрийская (1632-1649); фото из свободных источников

Или возлюбленная французского короля Генриха IV Габриэль д’Эстре, у которой вообще, была незавидная судьба! С 16 лет девушка проходила «школу жизни», добиваясь расположения влиятельных мужчин: сначала мать продала ее за 6 тыс. экю представителям короля Генриха III, а когда тот охладел к ней, Габриэль пошла по рукам. Она была любовницей финансиста Себастьяна Замету, кардинала де Гиза, герцога де Лонгвиля и Роже де Бельгарда (в него Габриэль была влюблена), и, конечно же, короля Генриха IV!

Портрет Габриэль д’Эстре (1573?-1599); фото из свободных источников
Портрет Габриэль д’Эстре (1573?-1599); фото из свободных источников

Королю она родила троих детей, старшего из которых Цезаря пророчили в наследники, но, увы, этим планам не суждено было осуществиться. Хотя... мадам д’Эстре практически добилась своего: король подарил ей коранационное обручальное кольцо. «Теперь только Бог или смерть короля в состоянии воспрепятствовать мне стать королевой Франции» – объявила она вельможам.

Однако через месяц после помолвки (против которой, кстати, было настроено множество приближенных короля) она умерла в результате преждевременных родов на 4-м месяце беременности. Судя по дошедшим воспоминаниям, причиной смерти стал приступ эклампсии – опасного заболевания, связанного с беременностью, при котором наблюдается судорожная активность и очень высокое кровяное давление. В результате скончались и она, и ребенок. Помочь ей никто не мог – даже сейчас эта болезнь чревата летальным исходом. А в те времена, это была верная смерть. Габриэль д’Эстре было 29 лет.

Генрих на похороны любимой не пришел (его отговорили, так как лицо Габриэль было сильно обезображено судорогами; простолюдинам же об’явили, что это проделки дьявола, благодаря которому она добилась расположения короля). Через несколько дней, несмотря на искренний траур («Скорбь, – говорил король, – будет сопровождать меня до конца моих дней»), он увлекся новой нимфой – Генриэттой де Бальзак д’Антраг, а через полгода женился на Марии Медичи, которая родила ему шестерых детей (в том числе короля Людовика XIII). Вот такая печальная история...

Больше отзывов о книгах читайте в моем тг-канале «Для своих». Если вам понравился текст, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на канал, если еще не подписаны.

Автора текста: Анна Ремиш.

Текст запрещен к копированию.