Я думаю, всем известно, что Моби активно… ооочень активно использовал сэмплы. То есть кусочки чужой музыки, из которой он, как кубик Рубика, лепил свою собственную. Так, в общем, поступали многие электронные музыканты, заполучившие доступ к профессиональным секвенсорам. Некоторые вообще доходили в этом деле до предела мастерства, не использовав в своих альбомах ни одного собственного звука.
Но вернемся к Моби. Помните одну из его знаковых песен «Extreme Ways»? Она была одним из главных хитов на альбоме «18», и даже вошла в саундтрек к фильмам о похождениях Джеймса Борна. А еще – это моя любимая песня Моби. Тон, ритм и драматизм треку задают резкие, высокие скрипичные глиссандо, которые звучат как сирены и держат в напряжении и тревоге всю песню. Как же я был удивлен, когда узнал, что это тоже сэмпл. И вот как звучит фрагмент оригинальной песни «Everybody’s Talkin» 1971 года американского эстрадного композитора и аранжировщика Хьюго Винтерхолтера.
Признаться честно, вначале я был расстроен. Даже несмотря на то, что эти скрипичные глиссандо в оригинальном треке звучат пару раз в самом начале, как будто бы это все равно ставит под сомнение авторство Моби. Ведь, получается, главный нерв «Extreme Ways», то, что так сильно задевало мою душу в подростковом возрасте (а сколько я ходил под эту песню с хмурым и наигранно одухотворенным лицом по городу, одному Богу известно) не был им придуман самостоятельно, а был заимствован из чужой дискографии.
И как же быть? Выходит, Моби не композитор, не автор, а талантливый компеллятор, поклонник старых блюзов, умеющий найти правильные кусочки чужой музыки и склеить их вместе?
Ну конечно же, нет. Во-первых, у Моби хватает и собственных потрясающих песен, где вообще не используются сэмплы. А, во-вторых, главная его заслуга, на мой взгляд, и очень редкий для музыканта дар – это создание уникального, ни на что не похожего мира. Причем как звукового, так и визуального. Выстраивание своей собственной цельной эстетики, которая проходит и через альбомы, и через клипы, и даже через внешний облик и поведение самого Моби. С одной стороны, это хрупкая и нежная красота, личная и теплая интонация, с другой – бескомпромиссность, жесткость, удары наотмашь. Которые берут свое начало, конечно же, в панк-роке, с которого Моби когда-то и начинал.