"Картины говорят тысячи слов, а музыка рисует тысячи картин." - этот комментарий, мне кажется, очень точным для определения классической музыки. Под звуки великих произведений встают перед глазами удивительно яркие картины прошлого: балы, битвы, победы и поражения...
В истории России есть два неоспоримых факта. Первый - на век страны выпало небывалое количество войн, второй - Россия "породила" плеяду великих композиторов. "Сыны своей отчизны", они сумели увековечить великие битвы прошлого в своих произведениях. Слушаешь их, и словно переносишься в прошлое, чтобы пережить горе, страдание, надежду и, наконец, победу, которые переживали наши славные предки...
Итак, три классических произведения и три решающих рубежаистории из прошлого.
1. Сергей Прокофьев, Ледовое Побоище
Музыка была написана композитором по просьбе режиссера Сергея Эйзенштейна для его фильма "Александр Невский". Во время создания всех эпизодов композитор и режиссер тесно сотрудничали. И, конечно, музыка стала неотъемлемой частью великой киноленты. Но и в отрыве от неё она словно сама рисует исторические сцены перед слушателями.
Для изображения крестоносцев композитор использовал тему в духе церковных католических хоралов. Вместо ясных, красочных диатонических гармоний - устрашающие диссонирующие сочетания. Вместо певучих "человеческих" тембров струнных - режущие , завывающие, пронзительные тембры преимущественно медных инструментов.
Тема "Ледового побоища" открывается музыкальным пейзажем - пустынное зимнее озеро перед началом битвы. В оркестре холодные "застывшие" звучания , сумрачные минорные гармонии, резкий "каркающий" звук альтов. Из далека доносится военный сигнал крестоносцев. В след за тем слышится дробное равномерное постукивание (играют струнные басы у подставки).
...Тяжело мчатся закованные в железотевтонские всадники. На них рогатые шлемы, закрывающие лицо капюшоны с зияющими глазными отвертсиями. Тевтонское войско построено в форме "клина".
"Скок Свиньи" так назван этот эпизод в фильме. Ритм скачки подчеркнуто однообразен, бездушен, механичен. На него наслаиваются в оркестре пронзительные и завывающие голоса тубы, саксофона, труб и других инструментов. В музыке Прокофьева тевтонские рыцари скачут "с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков" ( так говорил Эйзенштейн, потрясенный музыкой). Кроме оркестра здесь участвует и хор - рыцари поют фанатический хорал (на латинском языке). Их пение переходит в яростные крики: "Распнем побежденных, уничтожим врага". Нарастающие звучание оркестра и хора можно сравнить с крупным планом в кино. Кажется , что вражеское войско оглушительным лязганьем и грохотом надвигается прямо на слушателя.
Вступление в бой дружины Александра Невского отмечено энергичным звучанием у трубы темы хора " Вставайте, люди Русские". Появляется новая русская тема - легко и стремительно летящая, удалая. Это тема Русской атаки. Она слышится то совсем близко, то издали.
В кульминационных эпизодах противоборствующие темы сталкиваются, сшибаются друг с другом, как противники в бою. Прокофьев применяет особый прием сочетания тем: они даются одновременно, при этом каждая остается в свое тональности. Возникает сложное двухтональное сочетание. Своей резкостью оно подчеркивает остроту схватки. Вражеская тема постепенно искажается и слабеет.
Удивительна "зримость" музыкальных образов есть и в картине гибели крестоносцев. Оркестровыми средствами переданы и треск льда, и холодные темные волны, заливающие поле битвы, и мрачный драматизм происходящего.
Огромное симфоническое напряжение разрешается в заключении всей картины. Тихо и светло звучит русская тема.
2. Петр Ильич Чайковский, Увертюра "1812 год"
В 1882 году в Москве должна была состояться Всероссийская художественно-промышленная выставка. К ее открытию старший друг Чайковского и неизменный пропагандист его музыки Н. Рубинштейн предложил композитору написать музыку на одну из трех тем — открытие выставки, 25-летие коронации Александра II или освящение храма Христа Спасителя. Композитор не любил сочинять музыку "ради каких-нибудь торжеств", но отказать другу не хотел.
Так как ни одна из предложенных тем его не устроила, он решил взять в основу заказанного произведения события 1812 года, 70-летие которых приходилось на год выставки. Вторжение в Россию вражеских войск, самоуверенность Наполеона, решившего, что он покорил великую страну, подвиг народа, торжество его победы — привлекло Чайковского значительно больше.
Сам композитор совсем нелестно отзывался о своем произведении: "Увертюра будет очень громка, шумна, но я писал ее без теплого чувства любви, и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет". Работа была закончена в ноябре 1880 года. Первое исполнение состоялось 8 августа 1882 года, в рамках мероприятий выставки, в симфоническом концерте Московского отделения Русского музыкального общества под управлением И. Альтани. Вопреки ожиданиям Чайковского, музыка понравилась и публике и критике.
Увертюра открывается медленным вступлением, которое сменяется печальной и тревожной мелодией. Она разрастается, включаются всё новые и новые инструменты. Возникает картина смятения и тревоги. После паузы начинается центральный раздел увертюры — картина смертельной схватки. В ней господствует непрерывное бурное движение. Две нарастающие волны приводят каждый раз к появлению национального гимна Франции Марсельезы — образа захватчиков — в искаженном, зловещем звучании. Ей противостоит образ России — широкая мелодия струнных в характере народной песни, которую сменяет подлинный народный наигрыш плясовой «У ворот, ворот батюшкиных». Бурное, энергичное развитие приводит к репризе, в которой противопоставление французской и русских тем обостряется. Разрешение происходит в коде, где русская тема одерживает решительную победу над Марсельезой. Картина народного ликования подчеркивается введением военного оркестра, колокольным перезвоном и ударами подвешенного большого барабана, имитирующего пушечные выстрелы. В заключение, после молитвы (первая тема вступления) мощно звучит российский гимн «Боже, царя храни».
Интересно, что в Соединённых Штатах Америки с 1974 увертюра «1812 год» является частью церемонии национального праздника «День Независимости». Забавно, но на красочный салют в честь знаменательного события своей страны американцы уже несколько десятилетий традиционно любуются под звуки былого российского гимна «Боже, царя храни!». Возможно, помимо жизнеутверждающей музыки их также прельщает название произведения, ведь в истории США 1812 год тоже имеет большое значение. В этот период Штаты воевали с Англией за независимость, и в результате этого противостояния получили суверенитет.
Во Франции тоже очень любят увертюру «1812 год». Её торжественное звучание постоянно украшает национальные праздники в этой стране. Видимо французам совершенно всё равно, что победу одержали не они.
3. Дмитрий Шостакович, Ленинградская симфония "Тема нашествия"
9 августа 1942 года впервые прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. А начал писать свое произведение композитор еще в первые недели Великой Отечественной войны.
Шостакович был активным участником обороны города: работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом добровольной противопожарной команды. А параллельно композитор писал одно из самых важнейших произведений, в котором он предрек Великую Победу.
«Я не мог ее не писать. Кругом шла война. Я должен был быть вместе с народом, я хотел создать образ нашей сражающейся страны, запечатлеть его в музыке», – отмечал композитор.
Чтобы исполнить Седьмую симфонию в блокадном Ленинграде пришлось совершить не один героический поступок. В июле 1942 года специальным рейсом двадцатилетний летчик лейтенант Литвинов доставил вместе с медикаментами четыре объемистые нотные тетради партитуры в осаждённый оккупантами город, буквально пролетев над вражескими позициями.
После страшной зимы 1941-го в оркестре осталось лишь 9 человек , а для исполнения симфонии требовалось более ста. При этом, блокадники были очень ослабевшими, им было тяжело ходить, исполнение тоже давалось с трудом.
Музыкантов искали и в Ленинграде, и на передовой. Тромбониста забрали из пулеметной роты, валторниста — из зенитного полка. Из госпиталя сбежал альтист, а флейтиста привезли на санках, поскольку у него отнялись ноги. Трубач пришел в валенках: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь.
Показательна история 24-летнего фронтового ударника Жаудата Айдарова. В один из дней он вдруг не пришел на репетицию, чего не терпел строгий дирижер Элиасберг. Дирижер стал выяснять, куда пропал Айдаров. Ему сообщили, что тот сегодня умер и его отнесли в мертвецкую. Репетиции шли в Доме радио, где в подвале был морг. Элиасберг отыскал музыканта. Вдруг он заметил, что пальцы того слегка шевельнулись и закричал: «Да он же живой!». Именно "воскресший" Айдаров выбивал барабанную дробь в знаменитой «теме нашествия», которую позже писатель Алексей Толстой назвал «пляской ученых крыс под дудку крысолова».
День исполнения симфонии 9 августа был выбран не случайно. По приказу Гитлера фашистские войска должны были вступить в город именно в этот день. Немцы даже напечатали пригласительные билеты на банкет в ресторане гостиницы «Астория». Но героическое сопротивление жителей города и красноармейцев помешали осуществиться этим планам захватчиков.
9 августа 1942 года в переполненном зале Ленинградской филармонии, где зажгли все люстры, состоялось исполнение Седьмой симфонии. Артиллеристам был отдан приказ командующего Ленинградским фронтом генерал-лейтенанта Леонида Александровича Говорова непрерывно подавлять огонь противника.
Во время исполнения симфонии шла ее прямая трансляция по радио и громкоговорителям городской сети. Симфонию слышали не только ленинградцы, но и осаждавшие город немецкие войска.
После войны два бывших солдата Вермахта признались дирижеру: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну».
«Ленинградская» симфония стала одним из главных духовных символов борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Писатель Алексей Николаевич Толстой был одним из первых слушателей этого масштабного сочинения.
«На угрозу фашизма — обесчеловечить человека — Шостакович ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданного гуманитарной культурой…», – написал он.