Найти тему
uzrupik

Джураева и авиатопливо часть 3

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

Сегодня у нас на повестке поставки авиатоплива в аэропорты Узбекистана. Если откатить немного назад, то все годы независимости Узбекистана поставками авиакеросина занималась Узбекистон Хаво Йуллари. Цены пересматривались крайне редко, по сравнению с соседними странами они резко контрастировали не в лучшую сторону, но, в добавок ко всему, аэропорты частенько лихорадило из-за нерегулярных поставок. Керосина нет, отбой многим рейсам, ограничения по заправке и т.д..Такое дело, конечно, никого не устраивало, и новый президент поручил демонополизировать топливную сферу. В Узбекистане появились независимые поставщики топлива, цены резко упали. На момент прихода Джураевой в Узбекистане, кроме самого аэропорта, топливо предлагали ещё три компании: Албона, Прогресс и Джизак Петролеум.

Рано Фрунзевна же, придя к руководству аэропортами, провозгласила, что займётся развитием аэропортов, а топливо - удел специализированных поставщиков, так уж устроено большинство аэропортов мира. Поставщики успокоились. Но, недолго музыка играла. Оказывается слова - это слова, а замыслы - дело другое. В феврале 2022 года под её подписью вышел поистине исторический указ об изменении цен.

Что значат эти цифры? Справа - перевод в доллары по примерному на тот период курсу 11 тысяч сумов.

хранение в сутки 1595 сум ( 0,15 usd )

Прием-выдача 335000 сум 30.5 usd

лаборатория 795800 сум 72 usd

Как видите, лаборатория подорожала незначительно, приём-выдача - втрое!! А вот хранение .... в 33 раза !!!

А теперь о значении этих цифр. Поставщики закупают сразу тысячу и более тонн, за приёмку-выдачу вместо 30 500 теперь надо заплатить 100 000 долларов!!!

За хранение в течении месяца стоимость одной тонны вырастает на 150 долларов. Учитывая, что компании конкурируют между собой и скидывают порой 5-10 долларов с тонны, удорожание за месяц на 150 долларов смерти подобно, а если учесть, что по факту, на периферии топливо может лежать и месяца три-четыре, то это плюс 600 долларов к цене. При цене скажем в 1200 долларов за тонну, через два месяца 1500....

Приказ быстро дошёл до верха, и глаза округлились не только у поставщиков, но даже там, наверху. Пришлось сверху погрозить пальчиком. Думается, это был один из первых сигналов правительству по поводу "а на ту ли лошадку мы поставили?" Ведь по сути, такая её деятельность полностью противоречила указам президента о развитии конкуренции и уменьшении влияний госмонополий.

Но госпожа Джураева особо не расстроилась, не стесняясь, она прямо заявила поставщикам: вы мне мешаете, сворачивайтесь, или я вас сверну.

Первым пинка получила Албона. К слову, это подрядчик российской топливной компании Аэрофьюэлз. Компания специализируется на российских же перевозчиках и, скажем так, подстраивается под их нужды, конечно, принимает рубли, имеет соответствующие сертификаты и страховки. На тот момент они заливали S7, Айфлай и самого главного их клиента - Аэрофлот. Вот как раз на Аэрофлот-то и позарилась госпожа Джураева, очень жирный клиент. Тут надо отметить, Джураева пыталась выходить на тендеры, но, увы, получалось не очень. Тогда было решено применить силовой метод. Устным распоряжением Джураева запретила заливать керосин Аэрофьюэлз. Конечно, компания была в шоке, пыталась как-то решить проблему, ведь в ёмкостях оставалось несколько сот тонн... Но с ними даже общаться не стали. Однако, план Джураевой не сработал. Аэрофьюэлз обязан по тендеру обеспечить Аэрофлот керосином, и в данной ситуации им ничего не оставалось как закупать его у оставшихся поставщиков, чуть ли не себе в убыток. Конечно, можно было извиниться перед Аэрофлотом, те знали о ситуации, но это удар по репутации, а Аэрофлот они заправляют не только в Узбекистане.

Как мы писали выше, поставки нередко были нерегулярны, а летом прошлого года сложилась такая ситуация, что с керосином были сложности везде. Много керосина закупается в Туркмении, но прошлым летом он был нарасхват, и там тоже была его нехватка. Когда Джураева выгнала Албону, это как раз пришлось на летний период прошлого года и резко обострило топливный кризис. Иногда складывается впечатление, что Джураева вообще не думает о последствиях (помните изгнание компании с тележками и последующий их дефицит?), она, как Чапай, помашет шашкой, а потом думает как выйти из созданной ситуации.

Вот и в этот раз, кризис был жестким. По международным авиационным правилам в таких случаях выпускают нотамы, где оговариваются ограничения, будь то закрытая на ремонт рулёжка, или вот нехватка топлива. Но госпожа Джураева запретила это делать, напрямую нарушая эти самые правила, ограничившись рассылкой телеграмм. Чартерам отказывали полностью, регуляркам ограничивали в количестве и т.д.. Некоторые авиакомпании возмутились таким положением дел, заявив, что не воспримут такие телеграммы, так как официально нотам не содержит информации о нехватке топливва. Таким возмутившимся компаниям керосин потихоньку давали. Тем же, кто не возмутился, показывали кукиш.

Постепенно ситуация нормализовалась, и Джураева задумалась, как выдавливать оставшихся поставщиков топлива, эта ситуация её ничему не научила.

Надо отметить, аэропорты Узбекистана никогда не отличались щепетильностью по отношению к клиентам, но в период правления Джураевой это достигло своего апогея. Небольшой пример.

-2

Если посмотреть внимательно, исходящий номер документа от 24 апреля, а цена на топливо поменялась на 10 дней раньше, 14 апреля. А теперь представьте, авиакомпания продала билеты, сделала несколько рейсов, а тут ей говорят, заплатите-ка побольше, мы тут как-то цены подняли. Ситуация для нормальной организации просто немыслимая, по любому договору необходимо уведомлять об изменении цен заранее! Не смотрите, что это аэропорт Навои, такие письма под копирку были разосланы во все аэропорты Узбекистана.

Итак, одного выгнали, похоже, у них не было необходимой поддержки, так что с ними не церемонились. Оставались ещё два поставщика, просто так их не выгонишь, тут уже грозило скандалом. Джураева решила пойти первым, неудавшимся путём, но на этот раз цены решила поднять "по-божески":

-3

Как видите, по сравнению с той попыткой повышения, здесь приём-выдача "всего лишь" вдвое выше, а хранение в 3,5 раза.

Тут нужно отметить, что кроме этих сборов аэропорт также получает по 37 долларов с каждой тонны при заправке самолёта.

Этого повышения с лихвой хватало, чтобы выжать второго поставщика, компанию Прогресс. Насколько нам известно, они дораспродают остатки и нового керосина не завозят.

Остаётся последний, Джизак Петролеум, его просто так не возьмёшь, дело в том, что они хорошо вложились. Компания построила в Ташкенте свой ТЗК (топливо-заправочный комплекс) и не зависит от аэропорта. Хотя и тут им палки госпожа Джураева вставила - не даёт им закупить ТЗ (fueltruck), не давая допуск на перрон. Но это Ташкент, на периферии у Джизак Петролеума своих ТЗК пока нет, и новые цены, конечно, их тоже касаются. Учитывая слабый трафик на периферии, держать там керосин с новыми цена просто убыточно, и они потихоньку стали сворачивать своё присутствие. Например, в Карши, Термезе, Нукусе их уже нет, теперь там господствует монополия госпожи Джураевой.

Кроме выдавливания поставщиков есть ещё одна проблема. Это новоявленные узбекские авиакомпании. Понятно, что для снижения себестоимости перевозок нужен дешёвый керосин, но госпожа Джураева думает иначе. Цены на керосин для местных перевозчиков кусачие. Канот Шарк, к примеру, уже освоился на рынке и стал завозить сам себе топливо. В планы Джураевой это не входило, и она всеми силами этому противодействовала. В результате, авиакомпания договорилась с Джизак Петролеумом и хранят своё топливо у них. А вот когда Канот решил завезти керосин в Бухару....Вот тут Джураева и отыгралась, отказавшись его принимать. У Канот Шарка кончилось терпение, они обратились в антимонопольный комитет и только тогда проблему удалось решить.

Другой перевозчик, Сентрум, попал по полной, они ещё не обтесались и не в курсе всех прелестей взаимоотношений с госпожей Джураевой. И аэропортовые сборы, и керосин им выкатили по особой цене. Разобравшись, они нашли другой выход, заключили договор с арабской авиакомпаний Джазира Эйрвейс, стали летать под их позывным и представьте, получили через них более дешёвый керосин.... Нонсенс!!!

В итоге, хочется надеяться, что с уходом Джураевой на эту проблему обратят внимание и вернут нормальную конкуренцию.

Продолжение следует.