Вода. Центры обработки данных. Постоянная, насущная потребность в охлаждении последних, где расположены серверы для хранения и обработки данных, и первой, которая становится всё более ценной в условиях климатического кризиса. Вряд ли это удачное сочетание факторов.
Подобно высадке хлопка в районах, пострадавших от засухи, решения о размещении центров обработки данных в различных местах по всему миру становятся всё более спорными с экологической точки зрения, и не только из-за их склонности к выбросам углерода. В Соединённых Штатах, где расположено 33% мировых центров обработки данных, проблема водопользования становится всё более острой.
Как сообщала The Washington Post в апреле этого года, жители Месы, штат Аризона, были обеспокоены тем, что решение Meta построить ещё один центр обработки данных неизбежно вызовет больше проблем, чем пользы. «Моей первой реакцией было беспокойство за нашу воду», — заявила член городского совета Дженн Дафф. В штате уже есть 49 центров обработки данных.
Переход от воздушного охлаждения к жидкостному был неизбежен в связи с ростом сложности ИТ-процессов. Как объясняют авторы статьи в журнале ASHRAE за июль 2019 года, «воздушное охлаждение хорошо зарекомендовало себя в системах, в которых используются процессоры мощностью до 150 Вт, но в настоящее время производится ИТ-оборудование с процессорами мощностью значительно выше 150 Вт, где воздушное охлаждение более нецелесообразно». Использование жидкостного охлаждения было не только более эффективным, чем воздушное, с точки зрения теплопередачи, но «более энергоэффективное, что значительно снижает затраты на электроэнергию». Авторы, однако, не проявляют особого беспокойства по поводу запасов воды, необходимых для таких предприятий.
Иные выводы делаются в исследовании о воздействии центров обработки данных, расположенных в США, на окружающую среду, опубликованном два года спустя. В ходе своих исследований авторы выявили красноречивую тенденцию: «Наш подход “снизу вверх” показывает, что пятая часть прямого воздействия воды на серверы центров обработки данных приходится на водоразделы с умеренной нагрузкой, в то время как почти половина серверов полностью или частично питается от электростанций, расположенных в районах с высокой нагрузкой на водные ресурсы». Было также обнаружено, что примерно 0,5% от общего объема выбросов парниковых газов в США также могут быть отнесены на счёт таких центров.
Google оказался особенно подверженным «жажде», а также весьма скрытным в отношении количества воды, которую он использует в своих центрах обработки данных. В 2022 году The Oregonian/Oregon Live сообщили, что потребление воды компанией в Далласе почти утроилось за пять лет. Увеличение потребления стало возможным, в немалой степени благодаря расширению доступа к муниципальному водоснабжению в обмен на модернизацию системы водоснабжения и передачу определённых прав на воду. С момента создания первого центра обработки данных в Далласе в 2005 году Google также получил налоговые льготы на сумму 260 миллионов долларов.
Городские чиновники, ответственные за организацию мероприятия, были не в настроении отвечать на вопросы, заданные в статье о потреблении воды Google. Последовала длительная 13-месячная судебная тяжба, в ходе которой город утверждал, что использование воды компанией составляет «коммерческую тайну», тем самым освобождая их от правил раскрытия информации штата Орегон. Раскрытие таких подробностей, по мнению Google, означало бы раскрытие информации о том, как компания охлаждала свои серверы, нетерпеливым конкурентам.
В конечном итоге Даллас согласился предоставить общественности доступ к историческим данным Google о потреблении воды за 10 лет, а также выплатить 53 000 долларов Комитету репортёров за свободу прессы, представлявшем The Oregonian/Oregon Live. Собственные расходы города составили 106 000 долларов. Но самым тревожным в этом деле, кроме прискорбного поведения государственных чиновников, была готовность частной компании финансировать государственное учреждение, на условиях ограничения доступа к публичным записям. Тим Глисон, бывший декан школы журналистики и коммуникаций Орегонского университета, увидел в этой ситуации нечто большее, чем повод для легкого беспокойства. «Позволять частной организации, по сути, финансировать сокрытие чего-либо от общественного доступа просто противоречит основному замыслу закона».
Вместо того, чтобы признать это предприятие грубым оскорблением местных жителей, обеспокоенных использованием ценного коммунального ресурса, ставящим под угрозу как коммунальную службу, так и Google, глава глобального подразделения компании по инфраструктуре и водной стратегии Бен Таунсенд проявил доброжелательность. «Что мы считали действительно важным, так это то, что мы сотрудничаем с местным коммунальным предприятием и фактически передаём ему права на воду таким образом, чтобы это приносило пользу всему сообществу». Всё верно, дорогая публика, они делают это для вас.
Джон Дево, исполнительный директор правозащитной группы WaterWatch, также выступил с мрачным предупреждением в связи с постоянно растущим потреблением воды Google, которое будет расти и дальше, поскольку вдоль реки Колумбия обещают построить ещё два центра обработки данных. «Если потребление воды центром обработки данных удвоится или утроится в течение следующего десятилетия, это окажет серьёзное воздействие на рыбу и дикую природу в источниках водных потоков, и потенциально будет иметь серьёзные последствия для других водопользователей в районе Далласа».
Большая часть решений, принимаемых в этой области, оказывается всё более сомнительными. В условиях глобального спроса на всё более сложные информационные системы, включая искусственный интеллект, окружающая среда Земли рискует подвергнуться дальнейшему разрушению. Информационный голод рискует превратиться в форму экологической лицензии.