Вашему вниманию предлагается первое интервью из серии «Стихия таланта. Первые шаги» сделанное в рамках мастер-класса Заслуженного работника культуры РФ, преподавателя МССМШ (колледж) им. Гнесиных, обладателя Премии министерства культуры РФ «Лучший преподаватель в сфере музыкального образования 2022г» Лидии Александровны Григорьевой. Мероприятие проходило в Консерваторских классах им. П. И. Чайковского 7-го июня 2023г.
Музыкально-образовательный вечер был посвящён профессиональной и педагогической деятельности Лидии Александровны, её талантливым ученикам, исполнившим на публике свои концертные произведения. Особое внимание заслужил Оскар Пойда – ученик МССМШ им. Гнесиных, участник и лауреат многочисленных Международных конкурсов. Наши ведущие – режиссёр Анна Яновская и преподаватель Академии музыки им. Гнесиных Леонид Друтин – поговорили с Лидией Александровной и её учеником Оскаром о системе образования в Гнесинской школе, об учёбе, о поступлении и о том, какими качествами должен обладать всякий уважающий себя музыкант. Оскар рассказал слушателям, как у него зародилась тяга к искусству музыки, о своём первом экзамене в Гнесинке, об ансамблевом опыте и сочинении собственных произведений.
Анна Яновская: Лидия Александровна, каких учеников вам больше нравится обучать: совсем маленьких(5-6 лет) или уже взрослых (8-9 класс)?
Лидия Александровна: Всё зависит от ребёнка. Но вообще я больше люблю начинать сама и вести ребёнка так, как считаю нужным. Несильно подталкивая его, и в то же время, не давая ему уснуть. Особенно, учитывая тот факт, где мы учимся и какое здесь трудное обучение. Надо сказать, что самые сложные конкурсы – это конкурсы внутри школы. С этого года у нас немного поменялась образовательная система: теперь, начиная с 4-го класса, все последующие классы являются конкурсными. А это значит, что, если ребёнок не пройдёт внутришкольный конкурс, его могут просто-напросто отчислить и он вынужден будет учиться в другом месте. В этом году мы принимали экзамены немного в другом формате. Мы слушали не только наших учеников, но и всех тех, кто пришёл со стороны. В нашей школе очень большие длинные экзамены. И очень трудные.
Анна Яновская: А решение принимаете коллегиально?
Лидия Александровна: Можно и так сказать. На самом деле, у нас так называемая «цифровая система». У нас нет обсуждений. Ученикам выставляются баллы, а затем по рейтингу проходит определённое количество детей. Есть проходной балл. Тот, кто получает балл ниже, отбор не проходит. Это может быть как наш ученик, так и ученик со стороны. Если какой-то ребёнок набирает больше баллов, чем наш, значит, мы должны освободить место для него.
Анна Яновская: Оскар, а ты помнишь свой первый экзамен? Расскажи, что ты чувствовал, когда пришёл сюда в первый раз.
Оскар Пойда: Сам экзамен я помню плохо, потому что был очень маленьким. Но школа показалась мне интересной, потому что с поступлением сюда в моей жизни начался принципиально новый этап. Я был рад поступить сюда. Также был рад за своих одноклассников, которые поступили вместе со мной. До этого я с 6-ти лет занимался в подготовительном классе с Лидией Александровной.
Леонид Друтин: А почему выбор пал именно на Гнесинскую школу?
Оскар Пойда: Это был мамин выбор, я сам ничего не решал(смеётся). Так получилось, что мы пришли, попали в класс к Лидии Александровне, она меня подготовила и я поступил.
Анна Яновская: Я как-то слышала от Михаила Плетнёва как он говорил: «Я родился в музыкальной семье, где все играли на разных инструментах. Я жил и думал, что так везде, что все умеют играть. И каково было моё удивление, когда я вышел в мир и увидел, что есть люди, не знающие как подходить к инструменту. Я был убеждён, что умение играть – это что-то само собой разумеющееся, поэтому выбрал эту профессию для себя». Оскар, ты ведь не из музыкальной семьи. Как вы приняли решение пойти в музыкальную школу? Мама разглядела какую-то тягу к инструменту?
Оскар Пойда: Думаю, да. С самого детства меня тянуло к инструменту. Мне хотелось понять, какие звуки оно издаёт. Когда мы с родителями ездили в гости или бывали в местах, где был какой-то музыкальный инструмент, я первым делом шёл его изучать. Мои родители заметили это и решили отдать меня в Гнесинку. Так и начался мой путь.
Леонид Друтин: Совсем скоро в Консерватории(и не только там) пройдёт конкурс имени П.И. Чайковского. Это знаковое событие не только для нашей страны, но и для международной музыкальной общественности в целом. Я надеюсь, что этот конкурс привнесёт много ярких впечатлений. На подобных конкурсах присутствует большое количество импресарио. Есть серьёзные конкурсы, которые обращают внимание на ярких молодых исполнителей и предлагают им интересный ангажемент. В дальнейшем, участники имеют возможность концертной практики, а для музыкантов это как свежий воздух. Оскар, как ты относишься к конкурсам?
Оскар Пойда: Положительно. В первую очередь это азарт, конкуренция. В конкурсе ты можешь понять, на что ты способен. Может, например, произойти какая-то внеплановая ситуация на сцене и всегда интересно из неё выкручиваться. Конечно, очень приятно получать призы, становиться лауреатом, но для меня самое главное это сыграть так, чтобы во-первых – понравилось Лидии Александровне, а во-вторых – понравилось мне.
Анна Яновская: У тебя есть боязнь публичных выступлений? Если да, как ты с ней справляешься?
Оскар Пойда: Раньше была и даже сильная, но сейчас паники уже нет. Конечно, в первые секунды на сцене всегда чувствуешь адреналин. Творческое волнение – самое сильное чувство для пианиста. Главное направить его в нужное русло.
Леонид Друтин: Ты говорил, что занимаешься композицией. Ты сам что-то сочиняешь?
Оскар Пойда: Да, немного сочиняю. Хоть я пока не вижу в себе какого-то гения, но всё равно это интересно и помогает в исполнении. Ты более подробно понимаешь, как строится то или иное произведение. Понимаешь замысел автора и о чем он думал, когда писал музыку. Это заставляет по-другому мыслить.
Леонид Друтин: Как происходит выбор концертной программы? Есть какое-то произведение, которое ты очень хочешь исполнить на сцене?
Оскар Пойда: Да, я ещё в детстве мечтал сыграть Кампанеллу Листа. Обычно Лидия Александровна задаёт мне программу, мы с ней советуемся, бывает что-то нравится больше, что-то меньше. Но мы подбираем такую универсальную программу, чтобы нравилась нам обоим, и чтобы в моём исполнении она звучала с лучших сторон.
Анна Яновская: Я знаю, что есть определённый круг композиторов, которых чаще всего играют. Рассматриваете ли вы какую-то альтернативу, например что-то необычное, особенно для конкурса?
Оскар Пойда: Пока нет. Но думаю, в будущем обязательно надо изучить новейших отечественных композиторов. На их примере интересно проследить, как развивается музыка.
Леонид Друтин: Была ли у тебя практика игры с другими инструментами в качестве ансамблиста?
Оскар Пойда: Да, как раз в этом году появился такой предмет – «камерный ансамбль». Я играл со скрипачом. У нас получился хороший дуэт, во многом благодаря нашему преподавателю – Алексею Лундину. К тому же нам подобрали очень удачное произведение – Сонату Моцарта ми минор.
Леонид Друтин: Что ж, думаю, у нас сегодня получился замечательный вечер, который соединил в себя многое. И концертное исполнение, и внутреннюю музыкальную кухню, разговоры о прошлом и будущем, исторические экскурсы. Оскар проявил себя как очень увлеченный человек. Мне, как педагогу, приятно видеть молодых исполнителей, с которыми есть о чём поговорить. У них в глазах яркий огонёк творческого вдохновения. А самое важное для педагога, на мой взгляд, это привить любовь в музыке.
Лидия Александровна: Безусловно. Когда смотришь на ученика, всегда сразу понимаешь, музыку он любит или себя в музыке. Если себя в музыке – тогда состояться очень сложно, а вот если музыку – то стоит ждать хороших результатов.
#Российскийфондкультуры #нацпроекты #нацпроекткультура #творческиелюди #Министерствокультуры #Стихияталанта