Найти в Дзене
Журнал "Лучик"

Кто такие «голландцы», и почему они на самом деле вовсе не «большие» и «малые»?

Оглавление

В прошлый раз мы говорили о том, как возникло искусство эпохи Возрождения. Продолжаем разговор!

О «больших» и «малых голландцах» слышали если не все, то многие. Почему их так называют, понятно: есть большие мастера, весьма повлиявшие на развитие искусства живописи: Босх, Вермеер, Рембрандт... И есть великое множество прекрасных мастеров родом из Нидерландов и Фландрии, которые такого мощного следа не оставили, их называют «малыми»...

Но только ли это важно знать и понимать?

В статье об Эпохе Возрождения мы рассказали, как итальянские художники увлеклись далёким прошлым своей страны и стали подражать искусству Древнего Рима. В результате получилось как в поговорке: «Новое – это хорошо забытое старое». Это было в XV–XVI веках… А что было потом?

Вы читаете статью из журнала "Лучик"
Вы читаете статью из журнала "Лучик"

А потом Средневековье закончилось. Началась эпоха, которую принято называть Новое время. И сознание людей тоже изменилось… Почему?

Средневековая жизнь была устроена по схеме «замок и деревня». В замке сидит феодал – хозяин всех окрестных земель. Крестьяне работают на его землях и платят ему налоги – кормят и себя, и феодала, а феодал их защищает и следит за порядком.

Крестьянский труд – основа благосостояния общества, но крестьяне вовсе не главные! Главный – не тот, кто производит продукт, а тот, кто способен этот самый продукт сохранить, защитить. Ну, или присвоить… В общем, человек с мечом, воин.

Хозяйство монастырей точно так же опиралось на крестьянский труд – и на протяжении всего Средневековья между императорами и римскими папами постоянно шла борьба за власть, решался вопрос, кто главнее.

Культура Средневековья – это была «культура замка и монастыря». Никому из художников Возрождения не приходило в голову изображать крестьян или торговцев (ну, разве только о-очень зажиточных, если портрет закажут). Художники изображали либо религиозные сюжеты («культура монастыря»), либо исторические («культура замка») – ведь феодалам интересны герои и войны, а не всякая там скучная мирная жизнь…

Как всё стало меняться

Крестьяне могли прокормить феодалов и богатых церковников, но не могли обеспечить их быт. Ведь тем хотелось «красивой жизни», а украшения, дорогую одежду, качественное оружие не может производить крестьянин, и без того по горло занятый обработкой земли. Тут нужны специальные люди – ремесленники.

Ремесленники землю не обрабатывают – поэтому им удобнее жить в городах. А города в средневековую схему «замок, монастырь, деревня» не вписывались!

Иллюстрация из журнала "Лучик"
Иллюстрация из журнала "Лучик"

Труд ремесленника дороже, чем труд крестьянина, ведь ремеслу надо дольше учиться. (Кстати, художники тоже считались ремесленниками, изготавливающими «предметы роскоши» – картины.) Вещи, которые они изготавливали, стоили не просто дорого, а очень дорого, немыслимо дорого! И при этом горожане-ремесленники не платили налог феодалу, как крестьяне, наоборот, им за их услуги платил сам феодал!

В результате города стали богатеть быстрее феодалов. Ну и, разумеется, им захотелось независимости!

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669). «Ночной дозор»
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669). «Ночной дозор»

Тем более, что и защищаться от врагов они могли сами, без феодала. Ремесленные цеха были настолько богаты, что могли вооружить и обучить ополчение или нанять профессиональных солдат-наёмников.

Больше всего независимости хотелось жителям Фландрии – так называлась та область Европы, где сейчас располагаются государства Бельгия и Нидерланды (Голландия). Все земли во Фландрии принадлежали испанскому королю (таковы причуды средневековой политики), а общей границы у Фландрии и Испании нет и не было – ведь между ними расположена Франция.

-4

Жители Фландрии недоумевали: с какой стати мы должны подчиняться далёким и не похожим на нас испанцам? Да кто они такие, эти испанцы? В результате началась та самая Нидерландская буржуазная революция (от французского «bourgeois», то есть «буржуа» – горожанин), которую проходят в школе в седьмом классе. Именно её историки считают концом Средневековья и началом Нового времени.

Как изменилось сознание

Разумеется, у жителей Нидерландов (так борющиеся за независимость голландцы стали называть свою страну) никакой «культуры замка и монастыря» не было. Они не почитали своего феодала (это испанского короля-то? Ещё чего!), а церковников у них просто не было. (Голландцы были христианами-протестантами: не признавали церковных таинств, не соблюдали обрядов, и вместо священников у них были пасторы – начальники христианских общин, которых голландцы сами выбирали и назначали.) Главными голландские крестьяне и ремесленники считали себя.

«Мы производители материальных ценностей! Материальные ценности – это сытость, тепло, уют, а что ещё человеку нужно в жизни? Ничего не нужно – если только он не дурак и фантазёр, а человек серьёзный, конечно…»

Ян Вермеер (1632–1675). «Астроном»
Ян Вермеер (1632–1675). «Астроном»

Ну, правда, учёных голландцы тоже уважали – если считали их полезными. Например, без географов и астрономов невозможно мореходство, а без мореходства невозможна торговля, без флота невозможна война с Испанией! Математики тоже нужны – они производят расчёты, необходимые в строительстве и ремёслах. А вот всякие философы…

«Этого добра нам не надо!»

Такое «приземлённое» мировоззрение сильно подвело голландцев в дальнейшем. Философы создают «образ будущего», жить без философии – это как жить без мечты. Вот почему Нидерланды очень быстро уступили роль ведущей европейской державы Нового времени другим странам: Франции, Британии и Германии. (Уж там-то философов ещё как уважали!)

Как изменилось искусство

Посмотрите на две очень похожих картины голландских художников: «Женщина, взвешивающая золото» Питера де Хоха и «Женщина с весами» Яна Вермеера. Какая вам больше нравится?

Питер де Хох (1629–1684). «Женщина, взвешивающая золото»
Питер де Хох (1629–1684). «Женщина, взвешивающая золото»
Ян Вермеер. «Женщина с весами»
Ян Вермеер. «Женщина с весами»

Кто-то скажет: «Женщина, взвешивающая золото». Она такая… нарядная, необычная!

Действительно, необычная. Чем-то даже напоминает картины итальянских мастеров Возрождения – например, «Мадонну» Фра Филиппо Липпе. Но с точки зрения голландцев, именно это и плохо!

Фра Филиппо Липпе (1406–1469). «Мадонна» (фрагмент)
Фра Филиппо Липпе (1406–1469). «Мадонна» (фрагмент)

«Целая комната отделана золотом – зачем? Это расточительно, непрактично! То ли дело у Вермеера – скромненько и со вкусом!» Примерно так считали голландцы.

Яркой красоте, которая ценилась в живописи Возрождения (ведь эта живопись служила для украшения храмов или дворцов), они предпочитали красоту неброскую, скромную – «домашнюю».

Голландцы рассуждали не как феодалы – люди, любящие похвастать богатством, но совершенно не бережливые («А что беречь? Завтра новое завоюем!»), а как ремесленники и торговцы, богатеющие упорным каждодневным трудом. И если в Италии и Франции разница между богачами и бедняками (в одежде, питании, жилище, в образе жизни) была огромной и специально подчёркивалась, то в Голландии придерживались «золотой середины»: бедные старались выглядеть поприличнее, а богатые – ну, не «победнее», конечно, но... «средне».

Герард Терборх. «Мать, расчёсывающая волосы ребёнка»
Герард Терборх. «Мать, расчёсывающая волосы ребёнка»
Ян Стен (1626–1679). «Дети, играющие с котёнком»
Ян Стен (1626–1679). «Дети, играющие с котёнком»

Именно за способность разглядеть красоту там, где раньше её и не искали, – в скромной повседневной жизни простых людей и ценим мы голландских художников.

И кстати! Эту черту унаследовали у голландцев американцы (ведь многие американцы – выходцы из Голландии). У многих американских богачей до сих пор принято одеваться неброско и вести себя «демократично».

Только ли эту манеру поведения унаследовали американцы от голландцев? Нет! Посмотрите на картины: две из них – уже знакомых нам Вермеера и де Хоха, а ещё две – американских художника и художницы ХХ века… Замечаете сходство?

Страницы из журнала "Лучик"
Страницы из журнала "Лучик"

Это была статья из журнала "Лучик" . С журналом можно познакомиться здесь.

Читайте далее:

Барокко: человек против ангела

Сентиментализм и сентиментальность: "всё сложно"

-12
-13
-14

Выписать журнал "Лучик" можно по этой ссылке на сайте Почты России