Почему 15 лет назад случилась война с Грузией? Очевидно, потому что в ноябре 2003 к власти в Тбилиси пришла команда молодых прогрессивных политиков. Они во главе с Михаилом Саакашвили, получившим образование в США, сменили советского номенклатурщика Шеварднадзе. Тогда Грузия двигалась туда же, что и все постсоветские республики: к упадку, нищете, сепаратизму, коррупция и зависимости от России. Реформаторы, совершившие «революцию роз», доказали, что возможен и другой путь. Так под носом у Москвы возникло независимое самостоятельное государство, которое захотело стать членами НАТО.
Что предшествовало
Однако было понятно, что в существующих реалиях Грузия в ближайшее время туда не вступит. Западная Европа и США не хотела расстраивать Россию. Таким образом Кремль убедился в слабости западных партнеров. Однако ему стало понятно, что подмять под себя грузинское руководство невозможно.
В апреле 2008 года в Североатлантическом блоке заявили, что Грузия в будущем станет его членом. России, таким образом, предложили понаблюдать за этим процессом. После этого не прошло и четырех месяцев, как началась росийско-грузинская война. Это было 15 лет назад. Сегодня все, наверное, забыли о ней. А ведь были потери и значительный ущерб, нанесенный имуществу и инфраструктуре воюющих сторон.
Война была короткой, маленькой и победоносной
За 5 дней войны погибло 1462 мирных жителя Южной Осетии. Каждая жизнь бесценна. Но для кого-то важнее жизни личные амбиции непомерные амбиции. Каково было грузинам ожидать появление российских солдат в своих домах и квартирах.
По окончанию войны президент Медведев издал указы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Тогда в России раздавались голоса, что Тбилиси надо было брать, а президент вместо этого дал слабину. Вот слова Жириновского: «Надо было оккупировать всю Грузию. Всех грузинских офицеров арестовать и вывести в Россию, а армию расформировать. Саакашвили отправить в тюрьму, а оппозицию выпустить. И не выходить оттуда никогда. Идеальный вариант – ликвидировать Грузию как государство».
Вот так закончилась эта операция по принуждению Грузии к миру.
Что сейчас
В настоящее время нет такой необходимости, поскольку нынешняя грузинская власть последовательно проводит пророссийскую политику.
Каждый раз 8 августа в Тбилиси поминают павших в той войне. При этом предъявляют претензии вовсе не России, а «позорной вражеской силе, управлявшей тогда страной». По словам премьер-министра Ираклия Гарибашвили, прежние власти Грузии во главе с Саакашвили не сделал ничего, чтобы избежать вооруженного конфликта. Зато нынешние власти сражаются с оппозицией и Западом, коварно втягивающим их в русско-украинский конфликт.
Воспоминания о войне тех, кто видел ее своими глазами
Вспоминает свои впечатления побывавший там журналист Люк Хардинг. Он тогда работал в Москве собственным корреспондентом британской газеты «Гардиан».
3а 6 недель до начала войны с женой и двумя детьми ездил в отпуск в Грузию. Посмотрели достопримечательности, военно-грузинскую дорогу, посетили город Гори – родину Сталина. На границе Северной Осетии Россия проводила военное учение. Уже тогда было понятно, что готовится что-то нехорошее. В те дни российский корреспондент Павел Фельгенгауэр написал статью, что предстоит война с Грузией, но большинство людей не поверили.
Когда началась война Люк был в Англии. Узнав о событиях, хотел добраться до мест боев, но это было невозможно. Российские войска быстро выбили грузин из Цхинвали и начали наступление.
Люку удалось долететь до Азербайджана, потом всю ночь он ехал на машине и в итоги добрался до Гори. Вокруг бушевала война. Город бомбили. По его мнению, Саакашвили повел себя опрометчиво. Однако Россия уже фактически оккупировала Южную Осетию. Там под видом миротворцев стояли российские войска. Абхазия тоже оказывала России военную помощь. Россия там строила железную дорогу и проводила военные учения. Было понятно, что война неизбежна.
Люк считает, что она стала жестоким уроком геополитики. Вот так пытаешься выйти из объятий Москвы, а твоя страна оказывается разгромленной.
Журналист был в это время в Грузии и своими глазами видел, что происходило. Это выглядело, как вторжение. Были сумасшедшие дни. Грузинская армия оказалась практически сразу разгромленной. При желании российская армия могла вполне дойти до Тбилиси.
Самое ужасное в этой войне, это этнические чистки в грузинских деревнях, находившихся в буферной зоне – между осетинским Цхинвали и грузинским Гори. За российскими войсками шли отряды чеченцев и осетинских ополченцев. Они поджигали грузинские дома и занимались грабежами, убивали молодых мужчин, зная, что за это им ничего не будет.