Рубль продолжает падать и приближаться к рекордно низким значениям. Так, 9 августа курс доллара превысил 97 рублей, а евро — 107. Падение национальной валюты так или иначе скажется на ценах в стране. Какие товары и услуги подорожают из-за ослабления рубля — в материале «Вечерней Москвы».
Прежде всего, важно понимать, что падение курса рубля ускоряет общий рост цен. По оценке аналитиков ВШЭ, ослабление российской валюты на 30 процентов с начала года добавит к инфляции 1,5–3 процентных пункта.
Также в свежем исследовании ВШЭ напомнили, какие товары подорожали сильнее всего за последний год. Среди продовольственных — общепит (рост на пять процентов), яйца (четыре процента) и морепродукты (четыре процента), непродовольственных — табачные изделия (11 процентов). Платные услуги выросли в цене примерно на 11 процентов.
Ниже рассмотрены определенные группы товаров и услуг, удорожание которых наиболее вероятно в текущих обстоятельствах.
Напитки: от чая до соков
О планируемом росте цен на свою продукцию уже сообщили производители газировки, соков, чая и кофе. Причина — ослабление рубля.
По данным «Коммерсанта», PepsiCo (бренды «Любимый», «Фруктовый сад», «Я», J7, Lipton), МПБК «Очаково» (Coolcola, Fancy, Street) и «Сады Придонья» собираются повысить цены в августе на 10–20 процентов.
Вот как ожидаемый рост цен на газировку объяснил «ВМ» независимый эксперт рынка ретейла Александр Анфиногенов:
— Почти вся производимая в России газировка имеет в своей основе концентрат, который ввозится из-за рубежа. То есть и иностранные, и отечественные производители ввозят полностью собранный напиток без воды, а уже на месте разлива разбавляют его.
Такая же ситуация с чаем и кофе: оба сырья импортируются в Россию из-за рубежа. Производитель «Май» (бренды Curtis, Richard, Coffesso, «Майский» и «Лисма») сообщил о повышении цен с 1 сентября на шесть-девять процентов.
Общепит: подорожают не только бургеры
В целом продукция общепита подорожала за последние 12 месяцев на пять процентов. И эта тенденция, судя по всему, продолжится.
Так, сеть ресторанов «Вкусно — и точка» недавно повысила цены на пять-восемь процентов. Изменения затронули почти все позиции в меню, за исключением напитков. Теперь чизбургер стоит 69 рублей, картофель фри (средняя порция) — 89, пирожок с вишней — 65.
Такой рост цен в компании объяснили увеличением цены на ингредиенты и проблемами с логистикой.
Но дорожает не только фастфуд. По данным «Известий», летом рестораны подняли цены в меню в среднем на 10 процентов. Причина все та же — удорожание импортных продуктов (из-за ослабления рубля), в том числе консервов, оливкового масла, соусов, морепродуктов и так далее.
Электроника: в цене вырастет почти все
Почти вся электроника, находящаяся на полках российских магазинов, импортная. По этой причине, как отметил эксперт ВШЭ Игорь Сафонов, именно эта группа товаров быстрее всего реагирует на изменение курса рубля.
В теории механизм этого процесса очень простой: рубль падает — электроника дорожает. Но на практике это не всегда так: ведь рубль падает с начала года, а заметного роста цен на электронику не было. Такую динамику аналитик объясняет запасами техники, которые российские импортеры накопили в период крепкого рубля.
Но запасы кончаются, а значит, смартфоны, ноутбуки, пылесосы, телевизоры и прочая электроника начнут расти в цене.
— Сейчас постепенно запасы с учетом роста спроса, вероятно, уменьшаются, подходят к концу, они не такие высокие, как в конце прошлого года или в начале этого. Поэтому в определенной степени, начиная с июля, мы видим вот это повышение цен из-за курса, — пояснил Сафонов в интервью «Фонтанке».
Из наиболее подорожавших услуг — такси. По данным Росстата, на которые ссылается РБК, этим летом стоимость поездки на такси достигла максимума за 10 лет.
Стоимость перевозки на этом виде транспорта достигла 32,5 рубля в расчете на один километр. Как отмечает «Чек Индекс», средний чек поездки в стране за первое полугодие составил 435 рублей, что на четыре процента выше показателя прошлого года.
Рост цен на услуги такси объясняется теми же причинами, что и в случае с другими товарами. Но есть и своя специфика: из-за санкций таксопарки не могут ввозить западные, японские и корейские машины, по той же причине они испытывают трудности с деталями.
И даже жвачка
Жевательная резинка оказалась самым резко подорожавшим товаром. Так, за год цены на нее выросли более чем на 22,3 процента — с 32 до 39 рублей.
Все дело в том, что жвачка имеет высокую долю импортных ингредиентов. Для потребителей это означает, что ослабление рубля спровоцирует и дальнейшее удорожание этого изделия.
Эксклюзивы "Вечерней Москвы"
Отрисовка карт, экобег и раскопки артефактов: неочевидные хобби, которые делают мир лучше