(29июня/11июля 1824, село Субботино, Ярославская губерния — 28 июля/9 августа 1883, село Толстиково, Костромская губерния)
Имя писательницы и поэтессы Ю.В. Жадовской занимает достойное место среди талантливых женщин-писательниц середины XIX столетия. Слегка наивные, невероятно трогательные строки ее лирических сочинений спустя долгие годы сохранили главное – подлинность чувств. Н.А. Добролюбов писал: «Задушевность полная искренность чувства и спокойная простота его выражения – вот главные достоинства стихотворений г-жи Жадовской <…> Она сумела найти поэзию в своей душе, в своем чувстве и передать свои впечатления, мысли и ощущения совершенно просто и спокойно, как вещи очень обыкновенные, но дорогие ей лично».
Юлия Валериановна Жадовская родилась в 1824 году, в семье губернского чиновника, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. Девочка появилась на свет без кисти левой руки и с плохим зрением. Своим физическим недостатком в дальнейшем она старалась не тяготиться, заставляя в общении забывать о нем и окружающих. Рано оставшись без матери, маленькая Юля была передана отцом на воспитание бабушке. В усадьбе, затерянной в костромской глуши, единственными друзьями детства для девочки были книги. Позднее тетка Жадовской, известная провинциальная писательница А.И. Корнилова (урожд. Готовцева) стремилась дать племяннице хорошее образование, однако костромской пансион «для благородных девиц» не удовлетворял ее требованиям. Не проучившись там и двух лет, Жадовская вернулась в Ярославль, где отец нанял для нее домашнего учителя. Молодой преподаватель словесности Петр Перевлесский стал для 16-летней девушки самым близким другом, ему она доверяла прочтение своих первых стихов, делилась надеждами и мечтами. Между молодыми людьми возникли трогательные отношения, которые переросли в глубокое чувство. Старик Жадовский решительно воспротивился замужеству дочери, посчитав будущий союз возмутительным мезальянсом. Перевлесский вынужден был уехать, а родитель еще долго попрекал Юлию несостоявшимся неравным браком. Спустя годы, весной 1858 года в Петербурге они встретились вновь. П.М. Перевлесский стал известным филологом, профессором Царскосельского лицея, автором ряда книг и учебников. Однако оба поняли, что годы надежд безвозвратно прошли, о чем Жадовская писала просто и драматично:
После долгой тяжелой разлуки,
При последнем печальном свиданьи,
Не сказала я другу ни слова
О моем безутешном страданьи;
Ни о том, сколько вынесла горя,
Ни и том, сколько слез пролила я,
Как безрадостно целые годы
Понапрасну его все ждала я.
Отец признавал поэтическое дарование дочери и поддерживал ее робкие шаги на литературном поприще. Вместе с ним Юлия побывала в Москве и Петербурге, завязав знакомство с известными литераторами и издателями того времени – М.П. Погодиным, И.С. Тургеневым, П.А. Вяземским, Э.И. Губером и др. Посещала вечера любителя искусств и владельца картинной галереи Ф.И. Прянишникова, у которого собирались художники, артисты.
Поэтесса сотрудничала в журналах «Русский вестник», «Библиотека для чтения», «Время», «Сын Отечества», газетах «Ярославские губернские ведомости», «Московский городской листок» и др., принимала участие во многих литературных сборниках. В 1846 году она выпустила свой первый сборник «Стихотворения», в целом доброжелательно оцененный критикой, которую привлекла «чистая поэзия чувств». И.С. Аксаков писал родным: «Я достал здесь себе стихотворения Жадовской и обрадовался им чрезвычайно <…> Право, в наше время, когда нет стихотворения без вопроса, мысли или цели, готов писать снова стихи к мотыльку, но для нас это невозможно и было бы искусственно, а для женского нетронутого сердца это еще, слава Богу, так возможно; ей еще доступна бескорыстная поэзия». Вышедший в 1858 году второй сборник поэтессы Н.А. Добролюбов причислил к «лучшим явлениям поэтической литературы».
Композиторами А.Е. Варламовым, Ф.И. Глинкой, А.Т. Гречаниновым, С.В. Рахманиновым было положено на музыку более 20-ти ее стихотворений, ставших популярными песнями и романсами: «Ты скоро меня позабудешь…», «Я люблю смотреть в ясну ноченьку…», «Нива» и др. Романс А.С. Даргомыжского «Я все еще его, безумная, люблю» надолго вошел в репертуар знаменитой певицы Полины Виардо.
Проза Жадовской во многом автобиографична и, по мнению литературоведов, значительно уступает ее поэтическим произведениям. Однако ее повесть «Отсталая», романы «В стороне от большого света» и «Женская история» в свое время пользовались большой популярностью среди читателей.
В 1840-е – 1850-е годы в ярославском доме Жадовских регулярно собирался литературный салон, где встречались представители местной интеллигенции, нередко гостили И.С. Аксаков и Л.Н. Трефолев. Вместе с отцом Юлия Валериановна организовала издание «Ярославского литературного сборника», средства от продажи которого направлялись на благотворительные цели.
Еще в молодости Юлия взяла на воспитание оставшуюся сиротой восьмилетнюю двоюродную сестру и, как говорят, проявила блестящие педагогические способности. Именно воспитаннице мы обязаны ценными воспоминаниями о писательнице.
К началу 1860-х годов интерес к творчеству Ю.В. Жадовской заметно угас. Ее лирические произведения не вполне соответствовали новым литературным течениям, она почти перестала писать.
В 1862 году вопреки воле отца Жадовская тайно обвенчалась с другом семьи, ярославским врачом К.Б. Севеном, тем самым освободившись от многолетней материальной и нравственной родительской опеки. Однако в течение пяти лет она продолжала ухаживать за парализованным отцом, выполняя дочерний долг.
Продав в 1873 году родительский дом, Юлия Валериановна купила небольшую усадьбу Толстиково, расположенную в Буйском уезде Костромской губернии рядом с дорогим ее сердцу имением бабушки. Там она «окружила себя цветами и птицами» и затворницей прожила до самой смерти.
Творчество талантливой провинциальной сочинительницы оказалось «в стороне от большого света». Свою литературную судьбу она во многом предчувствовала, написав пронзительные строки:
На бедный, грустный стих мой люди не ответят,
И, с многодумною и странною душой,
Я в мире промелькну падучею звездой,
Которую, поверь, не многие заметят.
* * *
Автографы нескольких стихотворений Ю.В. Жадовской, повести «Отсталая», романов «В стороне от большого света» и «Первая любовь» сохранились в ее личном фонде в РГАЛИ (Ф. 638). Фонд поступил в 1941 году в ЦГЛА (современный РГАЛИ) из Государственного Литературного музея. В 1946 году его материалы дополнились поступлениями из Костромского областного государственного архива. Опись насчитывает 36 единиц хранения за 1763–1913 годы. Среди документов: рукописи, письма, материалы о творчестве и биографии поэтессы; документы брата Ю.В. Жадовской – писателя П.В. Жадовского; дневник Н.П. Готовцевой – воспитанницы Ю.В. Жадовской, с краткими наставительными пометами писательницы. Кроме того, в фондах князей Вяземских и А.П. Глинки сохранились письма Юлии Валерьяновны, а в фондах Е.П. Ростопчиной и И.А. Бунина – рукописные списки ее стихотворений.
Г.И. Терехова, главный специалист РГАЛИ