С 1 сентября 2023 года за нарушения правил размещения интернет-рекламы установлены штрафы – до 700 000 руб. Перепроверьте, что вы не нарушаете порядок размещения. Участники рекламного рынка обязаны маркировать интернет-рекламу и передавать сведения о ней в Роскомнадзор.
Штрафы за нарушение правил маркировки интернет-рекламы с 1 сентября
С 1 сентября 2023 года за нарушения правил размещения инт ерне т-рекламы установлены административные штрафы (ч. 15, 16 и 17 ст. 14.3 КоАП, Закон от 24.06.2023 № 274-ФЗ). Их размер зависит от нарушения. Максимальный штраф для юрлица – до 700 000 руб., для должностного лица – до 200 000 руб., для гражданина – до 100 000 руб. Подробнее о штрафах смотрите в таблице ниже.
Таблица. Размеры штрафов за нарушения правил маркировки рекламы
Штрафы за нарушение правил маркировки интернет-рекламы
Кроме того, в связи с маркировкой интернет-рекламы увеличились риски ответственности и за другие нарушения в сфере рекламы. Так, вырос риск штрафов за нарушение авторских прав, если компания использует в рекламе изображения, скачанные из интернета, или упоминаете бренды без их разрешения. С помощью данных из реестра легче доказать вину.
Внимание налоговиков может привлечь, например, и тот факт, что компания рекламирует товар, работу или услугу, которая не подразумевается ее ОКВЭД. Налоговая инспекция может проверить, не скрывает ли компания доходы и не занижает ли налоговую базу.
Маркировка рекламы: новые правила в 2023 году
Передача данных в Роскомнадзор происходит в два этапа – до публикации рекламного объявления и после.
Какую рекламу надо маркировать
Первый этап – это маркировка рекламы, то есть получение уникального идентификатора креатива, для нее участники рекламного рынка подают сведения оператору рекламных данных.
Второй этап – участники рынка Передают сведения о размещенной в течение месяца рекламе оператору, а он передает полученные сведения в Единый реестр интернет-рекламы.
Какую рекламу надо маркировать
Маркировать надо онлайн-рекламу, направленную на привлечение внимания по требителей на территории России.
Например, это реклама в форме баннеров, текстовых или текстово-графических блоков, видеороликов, аудиозаписей, аудио- или видеотрансляций в прямом эфире и т. д. (п. 1 ст. 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38).
Неважно, кто ее размещает – российский или иностранный рекламодатель. Полный перечень признаков рекламы, подлежащей маркировке, – в пункте 1 статьи 3 Закона от 13.03.2006 № 38.
Немаркированную рекламу Роскомнадзор планирует выявлять с помощью своих служб. Санкции за нарушения пока не установлены, но их планируют ввести с 1 марта 2023 года. Подробнее о рисках читайте в разделе ниже.
Есть несколько исключений, когда интернет-рекламу не надо маркировать. Эти исключения смотрите в таблице ниже.
Таблица. Какую интернет-рекламу не надо маркировать
Вид рекламы Основание Реклама собственных товаров, рассылаемая по электронной почте или в виде мгновенных сообщений для групп пользователей подп. «а» п. 1 Состава информации, утв. постановлением Правительства от 30.05.2022 № 1362-р Интернет- реклама, распространяемая в составе теле- и радиопрограмм и передач без изменений по сравнению с офлайновым вещанием. Это теле- или радиопрограммы, которые были опубликованы в интернете в таком же виде, как вышли на ТВ или радио, без дополнительной рекламы п. 16 ст. 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38, подп. «б» п. 1 Состава информации, утв. постановлением Правительства от 30.05.2022 № 1362-р Реклама оператора социальной рекламы п. 4 ст. 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38 Любая интернет-реклама, если рекламодатель обладает исключительным правом на объект рекламирования Критерии, утв. постановлением Правительства от 25.05.2022 № 948 Любая реклама, если рекламодатель является изготовителем или продавцом товаров и по договору поручил передачу данных рекламораспространителю или оператору рекламной системы Критерии, утв. постановлением Правительства от 25.05.2022 № 948
Маркировка рекламы
Узнайте про изменения в материалах Системы Главбух
Образцы, которые пригодятся бухгалтеру
Приказ на проведение рекламыИнформация о сервисе
Договор об оказании рекламных услуг Информация о сервисе
План проведения рекламных мероприятийИнформация о сервисе
Бухгалтерская справка: отражение организацией на УСН рекламных расходовИнформация о сервисе
Приказ об утверждении плана проведения рекламных мероприятийИнформация о сервисе
Договор о размещении рекламы на транспортном средствеИнформация о сервисе
Кто участвует
Правила о маркировке рекламы касаются рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем и операторов рекламных данных. Функции и примеры для каждого из них смотрите в таблице. Все они – участники передачи данных в ЕРИР.
Таблица. Участники маркировки интернет-рекламы
Категория Функция Примеры Рекламодатели Заказывают выпуск рекламы Любая компания, госорган, ИП или физлицо , которые заказывают рекламу Рекламораспространители Размещают рекламу, распространяют ее и доводят до целевой аудитории либо организуют предназначенные для этого интернет-площадки
Операторы рекламных систем Организуют распространение рекламы в сети Интернет Крупные рекламные системы – «Яндекс», «ВКонтакте», MyTarget и т. д. Они могут одновременно выполнять функции операторов рекламных данных