Когда у меня появились дети, я решила быть для них другом.
Да, побочки от этого решения были.
Но проявились они не сразу.
Часто со своими друзьями дети заигрываются и переходят границы.
Даже с лучшими друзьями.
Так они приобретают опыт построения отношений.
Вот этот побочный эффект можно явно почувствовать и на себе. Почему?
Обычно мы, взрослые, в понятие «дружба» вкладываем доверие, надежность, честность, готовность выслушать, поддержать и прийти на помощь.
Но основное, что характеризует настоящую дружбу - это равенство.
Понравится ли нам дружить с человеком, который будет учить?
Когда нужно лечь спать. Как долго можно смотреть телевизор. Что лучше надеть. И какая еда мне полезна.
В моем понимании, нет в таком отношении признаков дружбы.
А какое с несовершеннолетними детьми может быть равенство? И нужно ли оно?
И ребенок искренне не понимает , что, если родители - друзья, то почему им нельзя сказать все то, что можно сказать друзьям?
Иногда ведь и послать можно, если «друг оказался вдруг»…
Такую картину я наблюдала однажды на отдыхе, у бассейна.
Когда 13-летний подросток отчитывал свою маму за то, что она задержалась на 20 минут, а он её «мучительно» ждал, валяясь с гаджетом на шезлонге.
Мама, потупив глаза, тихо оправдывалась…а сын продолжал ей выговаривать еще минут 15, затем подытожив: «Да иди ты! Мозгов то нет. Что поделать».
У меня было одно желание- подойти к этой женщине и спросить: «В какой момент своей жизни Вы согласились, что ему так вести себя МОЖНО?»
Но я не стала спрашивать. Случай был явно запущенный.
***
В моих отношениях с детьми до такой красной линии, слава Богу, не доходило.
Но в какой то момент я поняла, что у меня есть некоторые проблемы.
Дружеские отношения, помноженные на воспитательную функцию, наполнили наше общение духотой
А я меньше всего хотела быть "душной" для своих взрослеющих детей.
На мое счастье, вскоре я прочитала фразу:
«Не нужно стараться быть другом для своих детей. Если вы станете другом, то кто станет для них мамой?»
Эта мысль мне попалась в нужный момент. Когда бурно протекал сложный подростковый период у старшего сына и этот же период начинал «подбираться» к дочери.
Казалось бы, теплые, доверительные отношения с мамой - это и есть дружба.
Я так думала.
Но нет, это не одно и то же. Друзей у детей может быть сколько угодно.
А мама - одна.
И, когда дети с нами спорят, перечат, вредничают, они проверяют родительские границы.
Но не для того, чтобы их разрушить.
А для того, чтобы убедиться, что они надёжны.
Так можно ли быть другом для своих детей?
Да. Если до 18 лет выстраивать не дружеские, а детско- родительские отношения, основанные на любви, доверии, поддержке, на взаимном уважении друг у другу, на умении слышать и выслушивать другое мнение, то после совершеннолетия детей такие отношения естественным образом перерастают в дружеские.
И это будет наградой и для родителей, и для детей.
Когда взрослые сохранили для детей авторитет, но не убили желание обращаться за советом, значит с ними повзрослевшими можно быть не только друзьями.
Но и наставниками.
Ведь наставник- это не тот, кто громко заявляет об этом.
Наставник - тот, кого для себя выбирают другие...Признавая мудрость и уважая опыт прожитой жизни…