Тот кто жил в советские времена наверняка помнит, что поход в магазин мог закончится тем, что вас обвесят, обсчитают или обманут еще каким-нибудь способом. Классические примеры на эту тему можно встретить и в сталинские времена, когда, как уверяют некоторые знатоки истории, «во всем был порядок».
Летом 1938 года в Курске значительно увеличился поток жалоб в местные органы власти на обман покупателей в различных местах торговли.
Так на лотке Главптицепрома, что располагался около «Комсомольского кино» (так в те годы по-народному именовался кинотеатр «Комсомолец»), у продавца было куплено 100 граммов мороженого. Вес продукта был проверен в соседнем магазине. Оказалось, что продавец не довесил ровно половину – 50 г. После решительного требования дать ровно 100 г, продавец наложил другой стограммовый стаканчик мороженого, в котором на сей раз не хватало 25 г. Подобным образом на ул. Ленина поступали еще пять продавцов. Некоторые умудрялись на 50-граммовых порциях не довешивать по 20 г.
Еще более хитрые дела творились при торговле фруктовыми водами. Покупателя обманывали тотальным образом: не доливали воды, отпускали меньшую порцию сиропа, продавали воду газированную меньше нормы – при полутора-двух атмосферах вместо трех. Выборочная проверка в июле 1938 года показала, что в ларьке № 23 завода безалкогольных напитков сироп, как правило, не доливали половину от нормы. Такая же картина наблюдалась и в остальных местах продажи фруктовых вод в центре Курска.
Однако самый большой навар некоторые продавцы имели на продаже пива. В «Закусочной № 1» завода безалкогольных напитков регулярно недоливали по 10% ячменного напитка, что было эквивалентно 10 копейкам. В остальных закусочных, а особенно в пивных, не доливали по 20% и более. Курские продавцы даже искренне возмущались, когда какой-нибудь покупатель напоминал им о необходимости полного налива пенного напитка.
Кто же в Курске обязан был следить за тем, чтобы не обманывали покупателей?
В горторготделе уверяли, что контроль «в основном» лежал на госторгинспекции. В подтверждение сего демонстрировался приказ Наркомторга СССР, согласно которому на госторгинспекцию возложена «проверка отпуска потребителю товаров чистым весом и полной мерой».
В госторгинспекции, в свою очередь, развивали целую «теорию». Они, видите ли, «не обязаны проверять все точки». «Мы проводим работу выборным путем, подводим итоги и поднимаем на их основе вопросы для всей области…», - заверяли в организации.
И в горторготделе и госторгинспекции указывали еще на инспекторов торговых организаций – они, дескать, должны следить за правильностью торговли. Но таковых в Курске было так мало, а бюрократическая нагрузка была на них столь велика, что им некогда было выполнять свои прямые обязанности по защите потребительских интересов жителей и гостей Курска.
Таким образом, в начале третьего десятилетия советской власти организация торговли в Курске вызывала большую критику. Горторготдел занимался общим руководством в торговле. Госторгинспекция стала чуть ли не научным учреждением по изучению обмана в курской торговле. Инспектора торговых организаций ничего не делали для блага граждан. Нечестные продавцы и продавщицы, пользуясь бесконтрольностью и поблажкой, бесстыдно обманывали покупателей.