Найти в Дзене
Картины рассказывают...

"Не прикасайся ко мне!". Как эти слова вдохновили художников

Что же вдохновляет художников на создание полотен? Все, что угодно. Порой одна фраза способна побудить художника написать картину. И, что интересно, не одного, а целую группу художников, живших в разных странах и разные времена.

Сегодня речь о такой фразе "Не прикасайся ко мне!" и о картинах, имеющих такое же название.

е прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" , - такие слова, по утверждению "Евангелие от Иоанна", произнес Иисус Христос. Адресованы они были Марии Магдалене, которая первая увидела воскресшего Спасителя.

К этому сюжету художники начали прибегать начиная с давних времен.

Вот фреска 13 века из Нижней базилики в Ассизи.

Если на ней изображение довольно-таки схематично, то на фреске из часовни Санта-Мария-Новелла, созданной Мариотто ди Нардо в конце 14 века, проявляется уже другая картина.

Мариотто ди Нардо. Не прикасайся ко мне, 15 век
Мариотто ди Нардо. Не прикасайся ко мне, 15 век

На ней точно изображен евангельский сюжет. К погребенному в пещере Иисусу пришли женщины-мироносецы. С ними была и Марич Магдалена. Гроб оказался пустым. Женщины встретили двух ангелов.

Мария Магдалена преклонила колени перед Иисусом. Вначале она его не узнала, приняв за садовника. На фреске видно все. Даже в руках Иисуса мотыга.

На заднем же плане Иерусалим.

Подобная иконография сюжета сохраняется и на более поздних работах.

Баттиста Досси. Не прикасайся ко мне, ок. 1520
Баттиста Досси. Не прикасайся ко мне, ок. 1520
Адриан ван Овербек. Не прикасайся ко мне,ок. 1510
Адриан ван Овербек. Не прикасайся ко мне,ок. 1510
НХ. Не прикасайся ко мне, 17 в.
НХ. Не прикасайся ко мне, 17 в.
 Венцель Кобергер. Не прикасайся ко мне, 17 в.
Венцель Кобергер. Не прикасайся ко мне, 17 в.
Бенвенуто Тизи. Не прикасайся ко мне, ок. 1525
Бенвенуто Тизи. Не прикасайся ко мне, ок. 1525
Антонио да Корреджо. Не прикасайся ко мне, ок. 1525
Антонио да Корреджо. Не прикасайся ко мне, ок. 1525
Паоло Веронезе. Не прикасайся ко мне, 16 в.
Паоло Веронезе. Не прикасайся ко мне, 16 в.

Со временем данная иконография (Магдалена, преклоненная перед Спасителем, Иерусалим на заднем плане и сам Иисус в образе садовника) изменилась. Все чаще стали появляться другие варианты.

Андреа Мантенья. Не прикасайся ко мне, конец 15 в.
Андреа Мантенья. Не прикасайся ко мне, конец 15 в.

Антон Рафаэль Менгс. Не прикасайся ко мне, 1769
Антон Рафаэль Менгс. Не прикасайся ко мне, 1769
Маркантонио Франческини. Менгс. Не прикасайся ко мне, 1700
Маркантонио Франческини. Менгс. Не прикасайся ко мне, 1700
Баттистелло Караччоло. Не прикасайся ко мне, 1620
Баттистелло Караччоло. Не прикасайся ко мне, 1620
Рембрандт. Не прикасайся ко мне, 1638
Рембрандт. Не прикасайся ко мне, 1638

Чем ближе к нашим дням, художники начали допускать все больше вольностей, отступая от канонической иконографии, внося свое видение сюжета.

Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалене после Воскресения, 1835
Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалене после Воскресения, 1835

Фриц фон Уде.  Не прикасайся ко мне, 1892
Фриц фон Уде. Не прикасайся ко мне, 1892
Войтех Гинайс. Не прикасайся ко мне, 1889
Войтех Гинайс. Не прикасайся ко мне, 1889
Альберт Эдельфельт. Не прикасайся ко мне, 1890
Альберт Эдельфельт. Не прикасайся ко мне, 1890

Фриц фон Уде. Не прикасайся ко мне, 1894
Фриц фон Уде. Не прикасайся ко мне, 1894
Уильям Хоул. Не прикасайся ко мне, 1900-е
Уильям Хоул. Не прикасайся ко мне, 1900-е

Дойдя в своем поиске до авангардных вариантов.

Коломан Йозеф Мозер.  Не прикасайся ко мне, ок. 1913
Коломан Йозеф Мозер. Не прикасайся ко мне, ок. 1913

На примере одного сюжета я постаралась показать, как менялся подход художников к одной теме, как разнообразно было их видение одной и той же истории.