Что же вдохновляет художников на создание полотен? Все, что угодно. Порой одна фраза способна побудить художника написать картину. И, что интересно, не одного, а целую группу художников, живших в разных странах и разные времена.
Сегодня речь о такой фразе "Не прикасайся ко мне!" и о картинах, имеющих такое же название.
"Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" , - такие слова, по утверждению "Евангелие от Иоанна", произнес Иисус Христос. Адресованы они были Марии Магдалене, которая первая увидела воскресшего Спасителя.
К этому сюжету художники начали прибегать начиная с давних времен.
Вот фреска 13 века из Нижней базилики в Ассизи.
Если на ней изображение довольно-таки схематично, то на фреске из часовни Санта-Мария-Новелла, созданной Мариотто ди Нардо в конце 14 века, проявляется уже другая картина.
На ней точно изображен евангельский сюжет. К погребенному в пещере Иисусу пришли женщины-мироносецы. С ними была и Марич Магдалена. Гроб оказался пустым. Женщины встретили двух ангелов.
Мария Магдалена преклонила колени перед Иисусом. Вначале она его не узнала, приняв за садовника. На фреске видно все. Даже в руках Иисуса мотыга.
На заднем же плане Иерусалим.
Подобная иконография сюжета сохраняется и на более поздних работах.
Со временем данная иконография (Магдалена, преклоненная перед Спасителем, Иерусалим на заднем плане и сам Иисус в образе садовника) изменилась. Все чаще стали появляться другие варианты.
Чем ближе к нашим дням, художники начали допускать все больше вольностей, отступая от канонической иконографии, внося свое видение сюжета.
Дойдя в своем поиске до авангардных вариантов.
На примере одного сюжета я постаралась показать, как менялся подход художников к одной теме, как разнообразно было их видение одной и той же истории.