Это ситуация с которой сталкиваются многие современные родители. С чего же следует начать разматывать этот клубок? Важно понять причины такого поведения ребенка, они могут быть разными. Давайте сразу договоримся, что «лень», это не то объяснение которое нам подходит и попробуем задать себе и ребенку несколько вопросов.
1. Это связано с физическим состоянием? (недомогание, усталость)
2. Это связано с трудностями в учёбе?
3. Это связано с низкой мотивацией ребенка?
4. Это связано со сложностями в отношениях? (с педагогами или детьми)
5. Это связано с личными переживаниями? (личные отношения, отношения в семье)
С новостями БФ «Гольфстрим» можно познакомиться здесь.
1. Недомогание, усталость
Проблемы со здоровьем конечно не способствуют желанию учиться, ребёнок с особенностями развития может действительно уставать и утомляться гораздо быстрее, ребенок может испытывать усталость и недомогание в период сезонных заболеваний гриппом и ОРВИ, да и вездесущий вирус нас ещё не покинул, в этой реальности нам с вами теперь жить. Что может быть важнее здоровья ребёнка?
Что делать.
В этом случае важно организовать адекватный режим труда и отдыха, который будет опираться на объективные возможности ребенка, а не на представления родителей о них. И да, за каникулы ребенок, возможно, еще так и не отдохнул, особенно если вы много ходили в гости, посещали новогодние представления, выбирались на катки и так далее. Дайте ему пару дней на то, чтобы просто побыть с собой. И детям, и взрослым это тоже нужно.
Еще больше советов психологов фонда можно прочитать на сайте.
2. Трудности в учебе.
Они могут быть как ситуативные, переходящие — например, не усвоил вовремя тему урока, не дается программа, накапливается негативное отношение к учебному материалу, так и представлять собой хроническую неуспеваемость.
Что делать.
В случае если трудности в освоении школьной программы возникают уже не в первый раз и ребенок не успевает по многим школьным предметам, то ему нужна помощь. Возможно, стоит обратиться к специалистам. В случае с особым ребёнком рассмотреть возможности обучения по адаптированным программам (АООП). Трудности в учебе поможет преодолеть нейропсихолог. Он оценит, как ребенок воспринимает информацию (зрительную, слуховую), может ли достаточное время концентрировать внимание, развиты ли у него произвольность и самоконтроль, необходимые в учебном процессе. Занятия со специалистом помогают «подтянуть» ученика и сделать учебу для ребенка значительно легче. Если ребенок не успевает по отдельным предметам, то помочь может педагог или репетитор.
Участвуя в акции "Дети вместо цветов" вы приучаете ребенка делать добрые дела.
3. Отсутствие мотивации
Это действительно важный фактор, у детей с особыми образовательными потребностями уровень мотивации, как правило снижен. А еще, есть особенности формирования мотивации к учёбе связанные с возрастом.
Ребёнок первоклассник ещё не в полной мере понимает почему ещё только вчера он ходил в сад, играл в игрушки, спал в обеденное время и занимался такими важными вещами, а теперь вынужден долго сидеть за партой и слушать учителя и учиться писать в тетради, читать? Чем младше ребенок, тем сложнее ему самостоятельно определить цель любой своей деятельности, а тем более такой неочевидной как учеба. В большинстве случаев ребенку нужна помощь в том, чтобы найти смысл в том, зачем он должен каждый день ходить в школу. Поэтому важно, чтобы родитель спокойно объяснял ребенку образовательные мотивы и перспективы.
В переходном возрасте ребенку становится непонятно, зачем он ходит в школу. Родительское «надо» для него уже не так ценно, он теряется и не видит смысла в том, чтобы стараться.
Что делать.
Смотрите вместе с ребенком фильмы про школу, отмечайте, что его интересует в школе и как герой справляется с трудностями. Если ваш ребенок еще играет в игрушки, проигрывайте с ним школьные ситуации. Так вы вместе сможете обратить внимание на то, что на самом деле привлекает ребенка в школе, разобраться в том, есть ли у него трудности, и проговорить, как их лучше разрешать. Всячески способствуйте поддержанию любого активного процесса познания. Мотивация — это процессы, направленные на удовлетворение потребностей человека. Цель должна быть ясной и видимой, чтобы не захотелось бросить ее на полпути, ведь промежуточные действия могут быть неинтересными, сложными и скучными. Скажем, ученик младших классов может быть не восторге от процесса обучения письму, но если в голове сохраняется цель, например, получить высокую оценку учителя, он будет стараться. Задача родителей — обеспечить для ребенка «мягкий» адаптационный период, помочь справиться с новыми жизненными условиями. По мере взросления ребенка (ближе к четвертому классу) растёт познавательная мотивация (толкающая ребенка к исследованию мира) ему может стать интересным узнавать новое, вызывает приятные переживания то что он знает это лучше, чем кто-то в классе, возникает соревновательный момент, и вот тогда можно говорить о появлении интереса к учёбе, как к процессу приобретения, овладения знаниями в целом или к какому-то предмету в частности.
В подростковом возрасте важно учитывать особенности переходного периода, физиологические изменения, которые происходят на этом возрастном этапе. Подросток может испытывать повышенную утомляемость, колебания настроения, чувствовать изменения, которые происходят с его телом на гормональном уровне. Все это создает дополнительную психологическую нагрузку, которая может сказываться на процессах обучения и отношении к школе. С учетом психологических особенностей подростка, мотивация к школьному обучению должна строиться на ориентации ребенка в будущее. Помогите ребенку понять, чем бы он хотел заниматься дальше, во взрослой жизни. Способствуют повышению мотивации ясные перспективы дальнейшего обучения, становиться важным подготовиться к сдаче экзаменов, получению больших стартовых возможностей для поступления в средне-специальные и высшие учебные заведения.
Приучайте ребенка делать добрые дела.
4. Конфликты с одноклассниками или педагогом.
Самоощущение ребенка в школе зависит не только от успехов в обучении, но и от общей атмосферы в школе, классе, коллективе сверстников. Жизнь школьника не бывает безоблачной и бесконфликтной. В ней всегда есть противоречия и разногласия. Избежать конфликтов невозможно: дети ссорятся с одноклассниками, вступают в противоречие с учителем, «сталкиваются» со старшеклассниками. Столкновение мнений и интересов неизбежно. Иногда эти ситуации ограничиваются «словесными перепалками», а могут доходить и до драки, иногда это ситуативное расхождение во мнениях, а иногда — затяжное противостояние.
Что делать.
Конечно, нам хочется помочь ребёнку, поддержать его, минимизировать переживания. Но, разрешая ситуацию «за ребёнка», договариваясь с его обидчиками, мы лишаем его бесценного опыта и в следующем столкновении противоречий он снова окажется беспомощным. Родительская помощь в данном случае состоит в полном его принятии, ребёнок всегда должен знать, что вы – не его стороне, готовы его выслушать, обсудить с ребёнком ситуацию, поискать вместе конструктивные выходы из неё, но разрешать конфликт ребёнку лучше самому.
Узнав, что у ребёнка напряжённые отношения с преподавателем, нельзя пускать ситуацию на самотёк. В конфликте с учителем ребёнок находится не в равных позициях, такой конфликт может привести к потере учебной мотивации, снижению успеваемости и даже психологической травме. Помогая ребёнку уладить сложную ситуацию, родители учат его цивилизованному решению проблем. По какой бы причине ни возникло недопонимание, необходимо как можно скорее найти решение.
Любая межличностная проблема требует взгляда со стороны. Для разрешения противоречий может потребоваться помощь школьного психолога, во многих школах существует «школьных служб медиации (примирения)», именно она призвана решать подобные вопросы.
5. Личные переживания.
Ребенку тяжело учиться, если он испытывает стресс или усталость. Например, родители постоянно ссорятся или находятся на грани развода; он соматически ослаблен вследствие проблем со здоровьем; сильно загружен дополнительными занятиями, спортивными нагрузками, непосильными для возраста домашними обязанностями.
Что делать.
Во время семейного конфликта родители переживают и демонстрируют свои эмоции - это может быть раздражение, досада, злость. Лучше всего честно поговорить с ребёнком о том, что вы чувствуете, переживаете, описать своё состояние, стараясь говорить именно о себе - «Мне грустно», «Я сержусь».
Если вы понимаете, что не можете действовать конструктивно, объясните это ребёнку. У ребёнка не должно сформироваться чувства вины за то, что он не может предотвратить конфликты взрослых, он не должен чувствовать себя отвергнутым, напоминайте ему, что вы любите его, что бы ни происходило, даже если злитесь или ругаетесь, ведь люди не перестают дорожить друг другом, когда ссорятся.
Лень и скука, которые демонстрирует ребенок, могут быть фасадом, за которым прячутся сильные, но пока не осознанные чувства. Часто это страх ошибиться или быть наказанным за низкую оценку или плохо выполненную работу. Помогите ребенку найти свои сильные стороны и вместе определите, для выполнения каких заданий ему нужно больше времени, поддержки и усилий. Стоит обратить внимание на домашние задания. Если ребенок, а вместе с ним, и родители понимают, что с работой по конкретному предмету он справляется сам, то лучше оставить это как его обязанность. Если же ребенок просит помощи, не нужно отказывать, что бы ни стояло за этой просьбой: объективные сложности, вызванные тем, что задание ребенку не по зубам, или его субъективное ощущение.
С историями наших подопечных можно ознакомиться по ссылке.
Поддержать программы благотворительного фонда «Гольфстрим» и помочь подопечным можно по ссылке.
Если вам было интересно, подпишитесь на наш Дзен-канал или следите за новостями на сайте Фонда и в телеграм-канале БФ «Гольфстрим». Будем рады, если оставите для нас комментарий, нам важно ваше мнение. Ждём среди наших подписчиков!