Найти тему
H2_AUTO

Водородные технологии: предмет и цели стандартизации водородных заправочных станций (ВЗС)

Настоящая статья является продолжением темы «Дайте ходу водороду» и направлена на раскрытие инструментов формирования новой водородной промышленности. Начало по ссылке https://dzen.ru/a/ZM6C0V_Zdi0WyZWQ?share_to=link

Очевидно, что тема эффективности применения национальной и межгосударственной стандартизации, гармонизированной с ИСО и МЭК в области альтернативной энергетики, в том числе водородных технологий, сегодня важна как никогда. Действительно, эта область народного хозяйства в сфере энергетики, транспорта и других отраслей деятельности только формируется и стоит задача эффективно использовать накопленный опыт «удач» и «неудач» в решении проблем, связанных с ее становлением.

Важная роль в этой сфере деятельности отводится стандартизации как инструменту ухода от «ручного» регулирования отдельных инвестиционных проектов и перехода к отраслевому принципу управления промышленного производства и интеграции в мировой рынок на правах равноправного партнерства.

Много звучит критики, связанной с тем, что отечественные стартапы заняты репутационным менеджментом, направленным на привлечение инвестиций на развитие этой области, а инвесторы не торопятся «раскошелиться» и видимо у них есть на это свои причины.

Очевидно, что чего-то не хватает. Видимо, отсутствуют какие-то правила, эффективно регулирующие инвестиционные потоки.

Безусловно, новая отрасль, связанная с использованием водородного топлива на транспорте, должна опираться на полезный опыт деятельности в области газомоторного топлива, даже негативный. Нельзя «вредные советы» например, связанные с размещением сети АГНКС переносить на развитие инфраструктуры водородного транспорта. Надо иметь ввиду, что тема применения газомоторного топлива не нова и имеет свои «хорошие» и «плохие» традиции.

К одной из таких «плохих», на взгляд экспертов НП НАВЭ, традиций относится превращение разного рода паллиативных мер, направленных на решение задач временного характера, в фактор сдерживания дальнейшего развития. Как говорят в народе «Нет ничего более длительного чем что-то временное».

В качестве такого примера можно рассматривать тему развития безопасности автомобильных газовых заправочных станций (АГЗС, АГНКС, ВЗС и пр.). Ключевым событием здесь является введение в 2014 году Свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (СП 156.13130.2014), утверждённых приказом МЧС РФ о 05.05.2014 № 221. Которые, изначально рассматривались как временные, но благодаря усилию ряда наших коллег, претендуют на всеобъемлющие…

Для того чтобы понять суть вопроса, следует погрузиться в историю этой темы, которая насчитывает десятилетия и обросла своими традициями, в том числе и консервативными.

Свод правил ­ документ в области стандартизации, вводимый в целях обеспечения соблюдения требований национальных и межгосударственных технических регламентов. Своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов, применительно к отдельным требованиям технических регламентов.

По существу вопроса следует отметить, что для АГНКС в нашей стране национальные стандарты отсутствуют по настоящее время и введение СП 156.13130.2014 временное, но вполне оправданное решение. Другое дело, что в 2016 году международная организация ИСО ввела международный стандарт ISO 16923-2016 Natural gas fuelling stations -- CNG stations for fuelling vehicles (Станции газозаправочные. Станции для заправки автомобилей сжатым природным газом). По-хорошему, участникам рынка следовало бы имплементировать международный стандарт в качестве гармонизированного ГОСТ Р и ГОСТ, а СП 156.13130.2014, как паллиативный документ временного характера закрыть. Но видимо участники рыка газомоторного топлива уже привыкли к тому, что у них что-то не получается с его развитием и не хотят, как говориться «парится». А может быть слушают «вредные советы» коллег, которые под видом заботы о безопасности не хотят «париться» сами…

Надо сказать, что водородное сообщество, во главе с НП НАВЭ, озабоченное неэффективным развитием транспорта на газомоторном топливе, парк которого и сеть АГНКС растет крайне медленно, включилось в работу международных организаций ИСО и МЭК по созданию системы стандартов в области этой деятельности. В стране действует более 40 ГОСТ Р и ГОСТ в этой области деятельности, гармонизированных с ИСО и МЭК. В том числе приказом Росстандарта от 27.11.2012 №1251-ст утвержден и введен в действе национальный стандарт ГОСТ Р 55226-2012/ISO/TS 20100:2008 «Водород газообразный. Заправочные станции», идентичный ISO/TS 20100:2008, который решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.03.2021 №28 внесен в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", ТР ТС 010/2011 (п.566).

Применение на добровольной основе ГОСТ Р 55226-2012 является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил.

Казалось бы, что что коллеги из ФГБУ ВНИИПО МЧС, как разработчики Свода правил СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» не должны претендовать на пересмотр норм пожарной безопасности, установленных в национальном стандарте, гармонизированном с ИСО и разработанным в обеспечение ТР ТС 010/2011. Но нет ничего временного, что не хотело бы стать постоянным (шутка))) и наши коллеги решили применить свой организаторский талант, чтобы «отменить» всю стандартизацию в области водородных технологий.

Если кто помнит, то в 2021 году была проведена реорганизация ТК 029 целью которой было, как теперь стало ясно, дезорганизация деятельности в области стандартизации водородных технологий и навязывания рынку СП 156.13130.2014. Меня, кстати, пытались исключить два раза. И это не шутка, а вполне скоординированная рядом ФГБУ деятельность...

Действительно, если ввести в СП 156.13130.2014, который по сути является временным архаичным документом нормативного правового творчества уходящей эпохи, изменения, регулирующие требования противопожарной безопасности, противоречащие действующей системе стандартов, то последняя перестанет иметь всякий смысл, так как федеральные органы исполнительной власти допустившие такое «отмену» по сути обозначат тренд «регулирования» на ближнее срочную, а может быть и более дальнесрочную перспективу.

Давайте посмотрим на расклад сил действующих лиц и исполнителей с позиции национальной и межгосударственной стандартизации, значение которой возрастает день ото дня.

СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» утверждён Приказом МЧС РФ о 05.05.2014 № 221.

02.06.2017 г. на сайте Росстандарта опубликовано уведомление о разработке изменения №1, а 30.06.2016 о завершении публичного обсуждения, изменений к СП 156.13130.2014. Однако сведений о регистрации указанного изменения и публикации СП 156.13130.2014 в новой редакции на сайте Росстандарта, как организации отвечающей за процедуры регистрации, отсутствуют.

26.10.2021 г. на сайте Росстандарта опубликовано уведомление о разработке изменения №2 к СП 156.13130.2014.

29.06.2022 г. на сайте Росстандарта уведомление о разработке изменения №2 к СП 156.13130.2014, опубликовано повторно.

Следует отметить, что при обсуждении изменений №2 организация НГА (от 03.11.2021 №11-04) обратила внимание на отсутствие требований к АЗС водорода и рекомендовала добавить ссылку на ГОСТ 55226-2012, ГОСТ Р ИСО 14687-1-2012, ГОСТР 54113-2010.

Разработчик СП 156.13130.2014 отклонил предложении НГА, сославшись на то, что в федеральные Своды Правил по пожарной безопасности могут быть включены только те требования, достаточность которых для обеспечения установленного Российским законодательством уровня пожарной безопасности подтверждена на практике в условиях отечественной эксплуатации. В настоящее время необходимого объема данных по обеспечению требуемого уровня пожарной безопасности при опытно-промышленной эксплуатации АЗС, осуществляющей заправку транспортных средств водородом, недостаточно.

Вместе с тем, на сайте Росстандарта отсутствуют сведения о завершении публичного обсуждения проекта изменений №2 к СП 15613130.2014 и публикации этого документа в открытой печати.

Это значит разработчика СП наработок по теме ВЗС по состоянию на 2022 год не было.

Приказом Росстандарта от 13.02.2023 № 318 СП 156.13130.2014 включен в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно статье 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ применение на добровольной основе сводов правил, включенных в Перечень документов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, является достаточным условием соблюдения требований указанного технического регламента, но не может входить а противоречие с ТР ТС 010/2011.

Следует иметь ввиду, что Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 624 "Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил" (п.4) «Проект свода правил разрабатывается в соответствии с установленными в основополагающих национальных стандартах Российской Федерации и правилах стандартизации общими требованиями к построению, изложению и оформлению документов по стандартизации. При разработке свода правил не допускается дублирование требований национальных стандартов Российской Федерации и других сводов правил».

01.08.2023 г. на сайте Росстандарта опубликовано уведомление о разработке изменения №3 к СП 156.13130.2014, в котором предложено обсудить изменения, связанные с введением дополнительных требований к водородным заправочным станциям.

В качестве «Разработчика» указано Министерство строительства и жилищного коммунального хозяйства РФ. Необходимо иметь ввиду, что постановлением Правительства ­­от 01.07.2016 № 624 об утверждении «Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил» именно это министерство отвечает за организационно-техническое обеспечение работ, связанных с внедрением Сводов правил.

Следует иметь ввиду, что ст.1 федеральный закон №162-ФЗ устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной стандартизации, и направлена на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации.

В настоящее время в области водородных технологий и, в частности заправочных станций ВЗС и АГНКС, действует целая система национальных, межгосударственных, международных стандартов и технических регламентов ТС и федеральных законов, в том числе:

ГОСТ Р 55226-2012 «Водород газообразный. Заправочные стации»;

СТ РК ISO 19880-1:2022 «Водород газообразный. Заправочные станции. Часть 1. Общие требования»;

ISO 19880-1:2020, ISO 19880-3:2018, ISO 19880-5:2019; 19880-8:2019, ISO16923:2016;

Технический регламент Таможенного союз «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).

К сожалению, следует констатировать, что предложенные изменения во многом дублируют и часто входят в противоречие с действющей системой национальных и межгосударственных стандартов, значительная часть которых гармонизирована с ИСО и МЭК.

Этот факт является нарушением требований постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 624 "Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил" (п.4).

В таблице представлены примеры дублирования и противоречия положений обсуждаемых документов по стандартизации, исключающие возможность принятия изменений 3 к СП 156.13130.2014.

-2

Проект свода правил Изменения №3 к СП 156.13130.2014 не содержат ссылки на национальные и международные стандарты для ВЗС, качества водородного топлива и устройствам для заправки автомобилей водородом, системы хранения водорода на борту автомобиля, противоречит практически всем указанным актам нормативного правового регулирования без исключения, в том числе:

- По названию водородной заправочной стации. Во всех национальных межгосударственных и международных стандартах применяется аббревиатура ВЗС, в Проекте СП АГНВС (Автомобильная газонаполнительная водородная станция для заправки водородом).

- Отсутствие ссылок на систему стандартов для ВЗС приводит с одной стороны к путанице в терминологии, снижению требований безопасности к конструкции станции, генераторам водорода, трубопроводам, компрессорам, вентиляции, топливораздаточным колонкам, качеству водородного топлива, требованиям к обеспечению взрывозащиты и пожарной безопасности, системы обнаружения водорода. С другой стороны к излишне завышенным требования, например в части безопасных расстоянияй от системы газообразного водорода, по сравнению с ГОСТ Р 55226-2012. В частности, в ГОСТ Р 55226-2012 технологические разрывы устанавливаются в зависимости от производительности ВЗС и варьируются от 1 до 12 метров, например от мест скопления людей устанавливается норма от 2 до 8 метров. В Проекте СП 156.13130.2014 нормы варьируются в диапазоне от 20 до 100 м, независимо от производительности АГНВС. От мест массового пребывания людей - 45 метров. Откуда же взялись такие требования, если в комментариях к проекту Изменений 2 в 2022 году утверждалось, что никаких исследований в этой области не производилось. Введение не обоснованных практическим опытом параметров, существенно отличающихся от принятых норм национальной, межгосударственной и международной стандартизации, значительно снижает безопасность ВЗС. В первую очередь из-за отсутствия процедур учета управления рисками. Принятые экстенсивные методы завышения технологических разрывов в десять и более количество раз, затрудняют обслуживание станции в связи с существенным расширением территории и согласованностью действия персонала. Кроме того, создает необоснованно значимые трудности по проектированию ВЗС в густонаселенных городах и не обоснованно снижает эффективность работы автомобильного транспорта.

Подводя итог рассуждениям на эту тему, напрашивается вывод о том, что ряд бюджетных учреждений, по сути, заняты сдерживанием развития национальных, стандартов с целью продвижения своих корпоративных интересов, основанных на подмене временными нормами собственной разработки, гармонизацию национальной, межгосударственной и международной стандартизации водородных технологий. Звучит довольно зловеще и пугающе, но хотелось бы надеяться, что это некое недоразумение, которое как-то разрешится в самое ближайшее время с участием ключевых ФОИВ, заинтересованных в развитии водородных технологий. Чтобы понять абсурдность "отмены" разработанных ТК 029 "водородные технологии" ГОСТ Р и ГОСТ надо "ОГЛАСИТЬ" весь СПИСОК стандартов (см ссылку) http://h2org.ru/images//fond%20tc029.pdf

У нас есть возможность оценить игру всех действующих лиц и исполнителей на национальном театре водородной энергетики и принять действенные меры к тому, чтобы водородные традиции в нашей стране развивались на благо нашей Родины и, как говорили в былые времена, всего прогрессивного человечества…