В восьмидесятые годы двадцатого века мудрый старец Паисий встречался с многочисленными паломниками для беседы с ними. Они собирались во дворе его келии и часто разговаривали на тему православия. Однажды старец Паисий спросил одну такую группу паломников: "А как Вы считаете, кто является наиболее опасным врагом Православия? Кто –то выкрикнул папа римский, другие указывали на масонов, третьи в голос сказали иеговисты… Старец всех выслушал, не перебивая, а в конце добавил, что наиболее опасным врагом Православия можем быть мы сами. Ведь если бы все были правильными и безупречными, тогда не осталось бы ни одного человека, кто бы стал отвергать Православие.
Старец всегда сколько жил, призывал всех пришедших к нему к покаянию. Он очень беспокоился о том, чтобы человек не просто каялся, но имел духовника для спасения его души. Одного он даже молодого человека спросил: "Откуда он?" Тот ответил с Патисьи, и батюшка ему в рифму посоветовал: "Найди духовника, чтобы спастись". Так и вы кайтесь при жизни, кайтесь часто, читайте текст покаянной молитвы. В нашем православном канале она есть. Вот ссылка на нее — https://t.me/molitvaikona/4231.
Даже не просто батюшка, который будет меняться, от исповеди к исповеди, а именно один, который бы тебя вел по духовному пути. Вроде бы и обойтись можно, раз Господь все видит: и наше искренне покаяние, и горячее стремление спастись. Но нужен тот, с кем вместе идти ко спасению. Кто не просто помогает вам участвовать в таинствах, а именно оказывает вам каждый раз духовную помощь. Подсказывает, дает важные уроки, прививает качества, важные для христианин.
С любовью и заботой он относится к своим чадам, указывает на ошибки, где он идёт в разрез с духовным, советует какие качества нужно развить, а какие искоренить. Главное не заниматься самоедством, согрешили - каяться. Как правильно заметил протоиерей Алексей Уминский: «Человек не должен позволять другим людям "есть" себя…» Более подробно об исповеди читайте в нашем телеграм канале: https://t.me/molitvaikona/8213 .
Бывает, что между духовником и духовным чадом образуется такая связь, что духовный отец Духом Святым видит ем наполнена его душа, и делится тем, что говорит ему Дух Святой.
В таких редких отношениях духовник указывает ему личный только ему подходящий путь для спасения. Тем более уже тогда духовник и духовное чадо уже объединены единым Духом, общей и литургической молитвами.
Тогда уже духовном отцу не все-равно, чем живет его чадо, у него появляется еще один ребенок, а за ребенка не может не болеть душа. Он не может забыть о вас думать, заботится, переживать. У него уже всегда будет болеть за него сердце. Это не может не связать вас, не вести одним путём, который предназначен для духовного спасения, для приведения к Христу вас обоих.
Духовник на этом пути всегда будет немного Вас опережать – так он был поставлен самим Богом. У духовного отца чаще всего большое и открытое сердце – всех своих чад он там уместит, сердце у него становится великодушным, огромным, почти "резиновым". Ни о ком он не забудет из тех, кто к нему обращается. Духовник стремится каждым своим словом, праведным и мудрым, каждым деянием, всем примером собственной жизни и своими качествами – простотой, честностью, добротой, искренностью, скромностью, духовной твёрдостью - помочь Вам ступить на спасительный, верный путь.
Старец Паисий потом рассказывал, как раньше люди веровали. Запирали детей в пещере, давали игрушки и как только слышали колокол бежали в храм, на исповедь и причастие. Вот как жили наши предки, конечно такое тепло и могли получить от них дети.
Старец Паисий говорил, что родители его были благочестивые люди, бабушка тоже старенькая, а не пропускала воскресные богослужения. Помнит, как однажды так замело ее дом, то она выйти на улицу даже не могла, а на подоконнике всегда находила горячий хлеб. Подобное потом не раз случалось в жизни ее внука.
Он еще с малых лет хотел стал монахом, а потом и мучеником. Он родился в очень сложное время и даже еще будучи совсем маленьким на него наступили. А когда он подрос, но еще не мог работать в поле с братьями, родители попросили отнести хлеб. Но немного сомневались, ка кон это сделает, ведь не знает дороги. Он взял крест в руки , как мученик и верил ,что непременно найдет.
Он часто потом отставал от братьев. Они помнили, что намеренно. Снимал украдкой обувь и шел по скошенному клеверу, очень колючему, босыми ногами и бежал, подражая мученикам.
А когда он уже был в годах, то выпросил у Бога рак. Видимо Господь дал ему, потому что он так много спасал людей от раковых заболеваний. И когда он страдал, то мученичество назвал действительно мученичеством. Был уверен, что в страданиях Христа расширяется сердце.
Видимо, поэтому и про свое старческое служение он говорил, что «сдает духовную кровь».
У Него было всего три образования начальных классов, а есть профессоры у которых было несколько высших образований, но мудрее чем старец Паисий я никого не знал. Можно обладать большими знаниями, но не быть образованным человеком. Можно быть умным и эрудированным, но не смиренным, радом с которым ты получает Божью благодать. А в его присутствии становится спокойно мирно радостно.
Маленький Арсений с детства читал Святое Евангелие, а житие святых читал , но тогда он читал, чтобы понять, а сейчас живет тем, что читал. Нельзя жить праведно, не применяя советы на себя.
Страшно когда человек занимает высокие посты и обладает большой гордостью, а вот тот, кто занимает высокую должность, образован, начитан, просвещен и при этом не гордится , не завидует, отличается смирением – это дорогого стоит.
Арсений говорил, что смирение очень много стоит.
И ему очень повезло ,что ему попался такой брат, которого никто не выдерживал. А старец Паисий прожил с ним 2,5 года. «Он был меня, как человек поймавший осьминога, но он помог мне очистить от всякой внутренней нечистоты.
Старец Паисий говорил, что у каждого человека есть свой план. И каждого Бог ведет в соответствии ему. Даже если тот уклоняется, принимает решение свободно разными, Бог все-равно ведет к его к этой цели.
Смирение лучше орудие для врага. Оно лучше ем всякий подвиг. Где есть смирение, там нет искушений. Но если есть гордость, то будет и борьба.
Мы каждый из нас враг самому себе, если не предадимся Богу, а будем жить по своей воле. Есть два типа людей, те кто говорит: «Господи, да будет твоя воля» и те, кому Бог говорит: «Да будет твоя воля». Вот и в аду те, которые жили по своей воли.
А человек должен доверять Богу, как доверяет водителю, который везет его куда либо, авиапилоту, который у руля, капитана, который доставляет тебя в другой город. Мы не знаем их ,но твердо верим, что на место назначения непременно прибудет. Хотя не знаем, чем дышит наш капитан, какие мысли его одолевают, здоров ли он духом, крепок ли телом, свеж ли умом.
Так и Богу мы всецело должны доверять, потому что на каждого человека у него свой сокровенный промысле Божий. И сподобимся мы его увидеть тогда, когда все упование возложим на него, вся свою многозаботливость заменим Его промышлением.
Чтобы мы со всей чистотой мыслей доверились ему более, чем самому себе и постарались чтобы та сила несокрушимая верная неотступная покрывала нас, помогала, и действовал. Тогда человек будет ощущать и он ощущает в себе, что как будто что-то невидимое убеждает его не внимать, не ужасаться видению вещей страшных и не взирать, не ослабевать, глядя на видение, невыносимое для чувств. Человек чувствует в себе какую-то внутреннюю силу, поддерживающую его, утешающую его среди скорбных, недоуменных обстоятельств, устраивающую его внутреннюю жизнь.