Найти тему
Функция Архитектура

Кино. Время развлечений.

Объект: Время развлечений
Автор: Жак Тати
География: Париж, Франция
Время: 1967

Кино для архитекторов и об архитектуре, которое будет интересно увидеть каждому. Фильм, входящий в сотню величайших фильмов в истории кино. Фильм, который снимали три года. Фильм, ради которого построили целые города декораций. Фильм многократно превысивший запланированный бюджет. Фильм, который реставрировали, потратив 800 тысяч евро, чтобы мы смогли наслаждаться его полноценным изображением. О том, что в нём увидели и почувствовали мы, потому что лента содержит огромное количество образов, приемов, впечатлений и цитат.

Сам по себе фильм напоминает трехчасовой рекламный ролик. Реклама "Модернизма" с его архитектурой, машинами, мебелью, искусством, образом жизни. Но, будучи снятым в 1967 году, является произведением постмодернизма, что проявляется в его ироничном отношении к эпохе модернизма, компиляции произведений прошлой эпохи. Основной цвет заполняющий экран на всем протяжении ленты - серый и его оттенки, что делает фильм практически черно-белым. Учитывая, что кино также можно назвать практически немым, потому что мы слышим окружающие звуки, реплики отдельных персонажей, но главный персонаж нем, плюс лёгкая ирония самого повествования и поведения главного героя показывают, что это не что иное как постмодернистская аллюзия на работы великого Чарли Чаплина. В то же самое время повествование происходит в жанре экзистенциализма, лишено некой линии, цели, смысла и тогда наш герой уже видится "посторонним" Альбера Камю.

Все улицы, здания, интерьеры, люди монотонны (mono tone - серый цвет) и только наш герой не вписывается в окружающий мир и поражается происходящему. Несколько кадров из офиса явно впечатлили другого режиссера, Терри Гиллиама в его работе "Бразилия" 1985 года, где героя можно назвать своеобразным господином Юло, помещенным в антиутопическую картину. Других людей, которых мы встречаем в картине, чаще всего поражает активное бездействие, они умирают от скуки, раздавленные окружающей стерильностью, выглядят отстраненными, но органичными для их среды обитания. Интересна сцена в баре, особо подчеркивающая "отстраненность". Если каждому "манекену" из бара дать в руки смартфон - мы увидим современное общество в любом баре или кафе.

Большая часть действия фильма происходит в центре Парижа, но Башню и Арку мы можем увидеть только мельком, в крохотном размере, попавшими в отражение открытой стеклянной двери. Автор говорит нам о том что так, как представлена архитектура в фильме, выглядят и аэропорт и деловой центр и даже исторический центр Парижа. Остались только Башня и Арка, как артефакты, которые мало кому интересны. Современному обществу более интересно потребление, что довольно комично показано в сцене с выставкой на примере швабры с фарами и прочими ноу-хау современной промышленности.

У господина Юло все же есть некая цель - встреча с загадочным господином, суть которой остается за скобками повествования. Цели не дано сбыться для того, чтобы автор мог показать насколько современные технологии и архитектура делают нас дальше друг от друга. Между персонажами постоянно что-то присутствует - длинный коридор, стеклянная стена, улица, по которой бесконечно едут автомобили. Мы видим друг-друга, мы рядом, но мы не вместе.

Несмотря на продолжительность, однообразность картинки и отсутствие накала сюжета фильм смотрится очень легко и каждый раз поражает новой композицией кадра, простым сюжетом, легкой иронией и мыслями, которые пытался донести до нас автор. Рекомендуем провести с этим произведением воскресный день. Может быть эта картина станет той, которую вам, как и нам, захочется иногда пересматривать, открывая новое.

Ваша Функция Архитектура.
Время развлечений.