Найти тему
Я - деревенская

Конь в хозяйстве – это экологически чистый транспорт с встроенным ароматизатором

"Деревенский дневник" 9 августа

- Но, родимая!

Олег Егорыч весело подгонял быструю белогривую лошадку. Я сидела на телеге рядом с Аней и Настюшкой и радовалась, как ребенок. Как давно я не каталась по сельским дорогам на телеге, как давно не ощущала эту трясущую езду. Да, это не комфортный автомобиль, зато сколько радости от дороги – ноги щекочут травинки, растущие вдоль дороги, ласточки летают над головой, слышно стрекот кузнечиков и с поля доносятся ароматы луговых трав. А еще «аромат» самой лошадки, но это приятный запах – запах моего детства.

Художник Сергей Соловьев
Художник Сергей Соловьев

После того, как я водила свою козочку на свидание к козлу в соседнее село, мы с хозяином «жениха», Олегом Егорычем, очень сдружились. Он теперь частенько заезжал в нашу деревню из Борового. Оказалось, что он давний друг деда Михея, а тут и ко мне в гости стал заглядывать.

У Егорыча в хозяйстве были не только козы, но и свой конь, на котором он ездил по делам в соседние села, в лес и на сенокос. Однажды он пригласил и меня с подругой покататься на телеге, и мы тут же согласились. А потом это стало доброй традицией. Егорыч запрягал свою кобылку Белку в телегу и катал нас с ребятишками, для которых лошадь была настоящей экзотикой. В городе-то они лошадей только в парке развлечений видели да на картинках.

Да и не в каждом селе сейчас лошадей увидеть можно. В Малом Острове ни у кого такой животины не было, а в Боровом только у Егорыча, и Белка там была местной достопримечательностью. На праздники Егорыч катал детей летом на телеге, а зимой на санях. А кто не вмещался в повозку, бежал рядом, ожидая своей очереди покататься.

Когда-то и в нашем хозяйстве был конь. Рыжий мерин, которого деду дали в хозяйствование от лесхоза. Работал дед с середины 80-х до середины 90х лесником, и на своём Рыжке объезжал лесные угодья. Говорил, что это удобней, чем на машине или мотоцикле, мол, громкой техникой только зверей в лесу распугивать.

Рыжку мы любили всей семьёй. Огромное животное, но добродушное. Хоть и большой, но места в стайке много не занимал. Ел сено, овес, который тоже выделял лесхоз.

И по опыту скажу - очень нужная животина в деревенском хозяйстве. На покос съездить, в лес за грибами, в соседнюю деревню – проблем никаких! Бензина не надо, а его в те годы еще поискать нужно было. А у коня, как у транспортного средства был полный привод и гарантия минимум 15 лет!

Было у нас для Рыжки специальное конское обмундирование. Упряжь всякая, уздечки, седло. Даже гужевой транспорт имелся – дрожки и телега. Саней не помню. Дрожки - это такая лёгкая на одного-двух человек повозка с двумя колёсами. Коню везти дрожки не тяжело, может хорошо разогнаться на сельских дорогах, да и в лесу по тропкам проехать может.

Нравилось мне с дедом на дрожках прокатиться. Быстро, весело. Один минус – запах от коня на любителя. Ему же не объяснишь, что сзади люди сидят, нюхают и смотрят. Конь на бегу и по большому сходить может и просто вЕтры пустить. Нас с друзьями эти естественные моменты нисколько не смущали, деревенские дети.

Художник Бараненко Виталий
Художник Бараненко Виталий

Я маленькая была и долго не могла понять, что такое «мерин». Дед почему-то не хотел вдаваться в подробности, просто говорил, что мерин – это спокойный конь. Уже позже баба Маня рассказала мне, что мерин – это кастрированный жеребец. В принципе, я знала, что такое кастрация и для чего она нужна. У нас в хозяйстве всегда поросят кастрировали и бычков. Знала, что из-за этого они вкуснее вырастают. Но не знала, что такое и с конями делают. Оказалось, что действительно, такие лошадки, в отличие от некастрированных жеребцов, намного спокойней и работоспособней. Они не понесут повозку по своей прихоти, увидев кобылу. Рядом с таким конём можно и ребенка оставить. Будут стоять осторожно, боясь повредить мелкому человеческому детёнышу.

Мне очень нравилось кататься на нашем Рыжке. Дед доверял мне иногда прогулку на водопой на озеро. Даже седла для меня не цепляли, я каталась просто на спине коня, а вместо уздечки держала в руках гриву. Рыжка был послушный, править им было легко. Чуть вбок потянешь гриву – он туда и идёт. Гулял со мной шагом, редко разгонялись до лёгкой рыси. А мне нравилось, когда он немного разгонялся! Я чувствовала жесткую шерстку на его спине, живое тепло, силу. И мне нравилось, что огромное животное так слушается меня.

Мы гуляли по задам – это участок поля за огородами до леса. По улице я старалась не ездить на коне, потому что дед сказал, что кто-нибудь может Рыжку напугать, и он понесёт. На задах было привольно – песчаные пригорки, поросшие полынью и тысячелистником, сосновый лес невдалеке. В такие минуты мне, десятилетнему ребенку, в голову приходили философские мысли. Я думала – как все прекрасно в этом мире! И вот сейчас никого вокруг нет, и я центр этого мира. Но если я умру? Этот мир исчезнет вместе со мной или он так и будет существовать? И я понимала, что мир будет жить, и эти песчаники будут такие же, и полынь, и стрекот кузнечиков. И может, какая-то девочка будет так же кататься на коне и думать те же самые мысли…

Вот такая я была странная. Такая же и осталась.

Рыжка подарил мне много тёплых воспоминаний. Как мы всей семьёй ездили за грибами, как нам на лесной дороге встретился кабан, как мы видели рысь на сосне.

А еще я вспоминаю тёплые бархатные губы нашего коня, его осторожные движения, когда мы с мамой приходили кормить его хлебом. Острый запах конского пота и навоза может показаться кому-то неприятным, но для меня это запах детства и доброго друга!

В наше время это огромная статья расходов. Хозяйства уже не такие большие, а всю лошадиную работу может выполнить мотоблок. Хочешь вспашет, хочешь засеет, хочешь довезет куда угодно. Но все же никакой трактор и мотоблок не заменит живого тепла и верности коня. Кто хоть раз общался с этим добрым великаном, тот меня поймет.

Продолжение читайте здесь

Меня зовут Ольга Усачева. Это 68 глава художественной повести "Деревенский дневник". Все опубликованные главы смотрите здесь