Сегодня хочу посвятить статью такому сложному моменту, как осознание наличия недуга и выбор пути решения проблемы. Речь пойдет о одном из самых коварных недугов- легкой умственной отсталости, возникающей словно на ровном месте у вполне благополучных детей.
Ну и по традиции приведу несколько историй из жизни особенных детей.
История первая-банальная. Мама успешная женщина, посвятившая свою жизнь карьере. Привыкшая жить по принципу успеть все и сразу, а на то, в чем преуспеть не удалось закрыть глаза. Мама растит двух дочек. Растит, стандартно отдав девочек в частный детский сад и наняв няню. У первой дочки все хорошо, сад сменила хорошая школа, где ребенок вполне прижился, а вот со второй дочкой все пошло не по плану. Конечно, специалисты частного садика аккуратно намекали маме, что девочка немного отстает и требует дополнительных вложений в виде индивидуальных занятий. Естественно, мама пошла на встречу и занятия добавила, вот только должного эффекта это, к сожалению, не возымело. Задержка у ее дочки оказалась системная, затрагивающая все сферы мышления, лечение требовалось комплексное и объемное, одними занятиями с педагогом подтянуть девочку не удалось. Уже в первом классе учителя четко заявили маме, что стандартную программу ее ребенок не тянет, и учиться по ней не может, нужно перевести дочку в другую школу. Наконец, начало приходить осознание, что все-таки ребенок болен, и отмахнуться от его проблем не удастся. Первое что сделала мама, это отправилась в Германию, для проведения комплексного обследования своей дочки, а главное проведения МРТ, так как отечественной медицине она мало доверяла, и считала, что на заработанные средства может позволить своим детям все самое лучшее. МРТ не выявило грубой патологии, хотя и показало незначительные изменения коры головного мозга. Возможно, внутриутробная патология или слабая ишемия в родах наложили свой отпечаток на развитие ребенка, сейчас судить об этом было сложно. Так или иначе девочка при наличии хороших финансовых ресурсов оказалась глубоко запущенной, с наличием сформированной вторичной умственной отсталостью, затрагивающей множество областей развития.
Второй обыденный случай. Первый ребенок у вполне здоровой мамы. Опыта материнства пока не много, малыш чуть запаздывает, но разве стоит судить детей по этим странным нормам. Каждый ребенок индивидуален. К тому же двигательно мальчик всегда убегал вперед. Первым залезал на горку, скакал по ступенькам, вообще рос активным ребенком. Ложкой он начал есть вовремя и из пластилина лепил не плохо, вот только внимание его было не совсем устойчивым, и терпения у малыша хватало не надолго. "Но на то он и ребенок пойдет в школу и все наладится". - Думала мама. Первая линейка отгремела, малыш сел за парту, а проблемы начали наваливаться как снежный ком. Оказалась, что советское образование по типу школа всему научит давно не работает. Программа первого класса летит вперед, в классе все дети умеют не только читать, но и писать. Количество учеников доходит до сорока и ждать отстающих педагог не намерена. Внимание мальчика было рассеянным, ему оказалось сложно высидеть 40 минут урока, сложно воспринимать новую информацию, сложно успевать за классом. Сказалась гиперактивность. Маме и в этом случае объявили о необходимости смены программы, или ухода в коррекционную школу, где учеников в классе меньше и учителю проще находить индивидуальный подход к проблеме. Принять, что ее еще вчера здоровый ребенок сегодня не такой как она ожидала мама была не готова, она бросилась к реабилитологом, вот только патологии восстанавливаются не быстро, а ждать школьная система не рассчитана.
В дефектологии существует понятие этапов выявления легкой умственной отсталости и подобный поздний опыт не редкость. Тяжелую и среднюю степень нарушения видно сразу. Данные дети чаще всего начинают запаздывать уже с рождения, а вот с легкими недугами дело обстоит иначе. Важно заметить, что помимо классической системы общего отставания современная индустрия развития детей с особенностями здоровья начала выявлять группу малышей с неравномерным развитием. Это дети, отстающие не во всех частях мыслительного процесса, а лишь в определенной его области, при этом преуспевающие в других аспектах. Как пример такого ребенка можно привести замкнутого малыша математического склада ума, заговорившего поздно, скудно излагающего свои мысли в речевом эквиваленте, но подающего отличные успехи в области точных знаний и сохраняющего логичность речи и ее изложения. Расторможенного и активного ребенка, умудряющегося схватить программу за те 15 минут своего внимания, а остальное время отдать прыжкам на площадке и беганию по двору. Чаще всего родители таких неравномерных детей все-таки рано узнают о имеющейся патологии и начинают работать над компенсацией своего ребенка еще в период детского сада. Полностью компенсировать проблему тяжело, но им удается приблизить отстающий аспект к "норме достаточной для жизни" часто при этом иные области развития при таком объеме компенсационной работы умудряются забегать вперед. Однако, родители достигают не плохих успехов, пытаясь адаптировать ребенка к будущей школьной жизни насколько это возможно. Прогноз по таким детям куда более благоприятный, чем по варианту позднего выявления.
Легкие степени умственной отсталости страшны своей незаметностью. Никаких предпосылок к развитию страшного диагноза нет. Чаще всего это обычные условно здоровые дети, растущие в благополучных семьях по всем канонам классического развития здорового малыша. Их мамы не бьются над альтернативными методиками обучения выпадающих участков, не занимаются ранним обучением чтению или сенсорной интеграции, не тянут один навык через другой, так как у них нет для этого четких предпосылок. Этих малышей готовят к первому классу на ровне со здоровыми детьми, вот только уровень усвоения информации у них оказывается снижен и проблемы всплывают намного позже.
Отставание умственного развития ребенка начинает формироваться с рождения. Нет зрительного контакта- отставание, нет указательного жеста- еще один минус в копилку проблем, не появилось гуление, лепет, первое слово-ситуация стала катастрофической. Пора бить тревогу выявлять последующую область и компенсировать, пока мозг растет и на это есть время. В семь лет основные структуры мозга сформированы, мышление стало шаблонным и приноровилась к существующему дефициту, отсталость оказалась более стойкой, теперь на ее компенсацию нужно потратить еще большее количество сил и средств. Выявить основную причину такой патологии куда сложнее чем в раннем детстве. Более того одна патология тянет за собой другую. Нарушение фонематического слуха с легкостью притягивает грамматические, фонетические, дислексические и даже семантические задержки. Компенсировать такого ребенка на норму становится все сложнее.
Порой дети, с более тяжелой патологией выявленной в раннем детстве к подростковому возрасту оказываются куда более компенсированными чем вот эти запущенные, малыши, имеющие более легкий недуг, но подверженные стойкой вторичной отсталостью сопутствующих областей из-за отсутствия своевременной компенсации.
Будьте внимательны к своим детям. Даже здоровых малышей важно тестировать на общепринятые нормы неврологического развития. Своему сыну программу первого класса я выдала еще в шесть лет. Мне было важно обучить ребенка вперед, так как сложный процесс школьной адаптации и без того отнимает большое количество сил и жизненного ресурса, задумываться о объемах знаний в данный период мне не хотелось. Я не призываю идти моим путем, но считаю, что как минимум ребенок должен иметь знания и представления о всех требуемых в данный период темах. Можно не отточить чистоту в тетрадях, но поставить руку для возможности писать необходимо. Не обязательно гнаться за высокой техникой чтения, но малыш должен понимать прочитанный текст. Знание основных логических последовательностей таких как времена года с месяцами, описание природных явлений, определение времени суток и разметки часового времени, счет в пределах десятка -обязательные требования для усвоения основной программы.
Первое тестирование дети в неврологических отделениях проходят в пять лет. Это общий медицинский уклон, нацеленный на критерий выявления отставаний. Именно после пяти лет детям ставят сложные диагнозы официально, до этого малыши имеют лишь задержки развития. Как не странно запрос в области знаний на данном тесте не сильно отличается от требований перед первым классом. Очень важно чтобы все дети, даже условно здоровые обращались к данному тестированию, в случае выявления патологий у ребенка будет еще два года нагнать отставания и компенсировать свой недуг. К сожалению, прибегают к нему не все родители. Не смотря на нормы онтогенеза, выявляющие лучшее время обучения чтению период с 4х до 5 лет, многие семьи берутся обучать своих детей куда позже, тем самым тормозя выявление патологии и ее восстановление.
Как вы относитесь к детским тестированиям, помогли ли они в развитии вашего ребенка?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.