Одним из пунктов моих читательских планов на год было чтение современной отечественной прозы. С моим талантом срывать эти самые планы восьмая книга из разряда современных российских - уже достижение😊.
Наконец-то я познакомилась с творчеством Марины Степновой. Больших ожиданий от её романа "Сад" не было, т.к. слышала достаточно много противоречивых отзывов. Я боялась встретить те самые словесные кружева, в которых якобы можно запутаться, ожидала множества пренеприятнейших сцен, от которых может вывернуть, если верить отзыву одного из популярных буктьюберов.
Хорошо, что всё-таки взялась составить собственное мнение. Книга мне понравилась: не так, чтобы стать любимой на всю жизнь, но достаточно для того, чтобы появилось желание читать другие произведения автора.
Когда я брала книгу в поездку в деревню, то еще не догадывалась, как здорово я попаду в атмосферу. Оказалось, что события в романе разворачиваются в соседней деревне, в Анне Воронежской области. Было даже желание доехать и посмотреть, что и как там сейчас.
О сюжете. Вторая половина 19 века. Очень богатая княжеская чета, близкая к императорскому дому, проживающая в Санкт-Петербурге, приобретает очередное имение и на лето перебирается в новую усадьбу.
«Вокруг был праздник - нескончаемый, щедрый, торжествующий. Сочная, почти первобытная, зелень перла отовсюду, кудрявилась, завивалась в петли, топорщила неистовые махры.»
Этот дом и сад пробуждают в княгине давно уснувшие чувства: ощущение молодости, радости, бесшабашного счастья и страсти. Как результат - рождение в скором времени дочери, которая в общем-то и не особо желанна, даже обременительна.
❓Вот тут у меня возник вопрос. Марина Степнова утверждает, что во второй половине 19 века для женщин такого высокого положения и богатства рождение большого количества детей, да еще так поздно (после 40 лет) было неприличным. Я об этом впервые слышу, рожали много, беременность была обычным состоянием женщины любого сословия и достатка, если только она по здоровью не могла рожать. Если вам что-то известно по этому вопросу, напишите в комментариях.
Решила поискать информацию по теме в книге «Человек рождающий. История родильной культуры в России Нового времени.»
В романе оживают разные персонажи, судьбы которых предстают как на ладони; очень фактурные герои, которых автор искусно нарисовала. Жизни их переплетутся, каждый появляется на страницах книги неспроста.
На мой взгляд, хоровод из героев пляшет вокруг двух персон - той самой рожденной девочки и её наставника, ставшего по сути её отцом, доктора Мейзеля.
Чужой мужчина, совершенно чужой по крови, по статусу, по мироощущению, взглядам на воспитание княжеского ребенка, да и не имеющий соответствующего опыта и профессии, вошел в семью и ТАК полюбил не своего ребенка, как не каждая женщина способна полюбить. Жизнь свою бросил к ногам девочки, только её интересами руководствовался, обожал, трепетал, оберегал, порвать мог за неё. Мейзель сделался настоящим отцом Туси. Эта любовь восхищает, поражает и пугает.
Воспитание княжны в общепринятом смысле расходилось с тем, что приветствовал Мейзель.
«Я же воспитывал ее в полной свободе, умственной и физической, вне сословных условностей, в совершенной и всеприемлющей любви. Не позволял уродовать ее разум и душу правилами, которые сам считал нелепыми. Что значит – ребенку не дозволено говорить без разрешения за столом? Что же – два часа ждать, ежели прямо сейчас любопытно? Учил естественным наукам и естественным чувствам. Никогда не лгать. Ничего не скрывать. Смотреть людям прямо в глаза и самой отвечать и за мысли свои, и за поступки. А мысли и поступки должны быть чистыми – как шея и ноги.»
❓И здесь рождается ещё один вопрос: каково было женщине, воспитанной в такой свободе и вседозволенности? Трудности , с которыми сталкивается девушка в юности, когда её не принимает светское общество, - это только начало. Тётка, которая должна была вывести Тусю в свет, "не чаяла развязаться с дурно воспитанной княжной" , лишь светские приличия не позволяли ей отказать племяннице от дома. А всё из-за того, что она позволила себе дерзость:
"...не будучи представленной, осмелилась одна подойти к незнакомым ей мужчинам и вступить с ними в беседу - это было немыслимо. Недопустимо. Скандал!"
Мне всё это показалось интересным, поэтому от "Сада" Марины Степновой в целом остались приятные впечатления.
Если книга заставляет переживать за героев, если жду момента, когда вечером появится возможность погрузиться в чтение, если рождаются вопросы и желание разобраться, покопаться в других источниках, то для меня эта книга хороша👍.
P.S. это не исторический роман, а художественный, совпадение с реальными персонажами не говорит о достоверности фактов.