Найти тему

Пёрл Харбор. Тора, Тора, Тора!

Добрый день, уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию очередную часть перевода книги о нападении на Пёрл Харбор 7 декабря 1941 года. Предыдущая часть здесь. Книга издана в США в 1991 как меморабилия к 50 – летию событий на Тихом океане.

С середины 1930-х годов группа инженеров Лаборатории Корпуса связи из состава Армии США, расположенного в гарнизоне Форт Монмут, Нью-Джерси, начали разработку и испытания радарных установок. Новый термин - радар введен в обиход именно там и являлся аббревиатурой от Radio detection and ranging (Радиообнаружение и определение дальности). Нашу сегодняшнюю жизнь вообще невозможно представить без этого красивого слова.

В новаторской военной технологии совмещено использование высокочастотного передатчика для генерирования радиоволн и приемника обратного улавливания после того, как они отразятся от самолета или корабля на определенном расстоянии. В 1938 году Армия США провела первые испытания мобильной версии SCR-270. Изготовлением оборудования для радаров раннего предупреждения занималась Корпорация Westinghouse Corp. Она же и получила контракт на производство в августе 1940 года.

К декабрю 1941 изготовлено более ста комплектов. И Армия направила несколько мобильных установок SCR-270 на Гавайи. Шесть из них расположили вдоль побережья Оаху. Самый северный радар с серийным номером 012 помещен на возвышенности Опана Пойнт. На время испытаний, а также, не имея подготовленного персонала в достаточном количестве, радарные подразделения ограничили работу несколькими ранними утренними часами.

7 декабря 1941 года для операторов SCR-270 на Опане.
7 декабря 1941 года для операторов SCR-270 на Опане.

Какие бы ошибки ни допустил военно - морской флот в то утро, но именно Армия получила самое неопровержимое предварительное предупреждение. В 04:00 7 декабря рядовые Джозеф Локард и Джордж Эллиот заступили на трехчасовую смену в мобильной радиолокационной станции SCR – 270, недалеко от самой северной оконечности Оаху. Станция возвышалась на 230 футов над уровнем моря и работала всего две недели. Установка рассчитывалась как временная, но когда она приводилась в рабочее состояние, то могла обнаруживать самолеты в радиусе до 150 – ти миль. В тихое воскресное утро оператор радиолокационной станции Локард обучал новичка Эллиота премудростям обращения с оборудованием.

Локард и Эллиот.
Локард и Эллиот.

Ровно в 07:00 их смена закончилась, и Локард приготовился к отключению радиоаппаратуры перед теоретическими занятиями, занимавшими остаток утра. В этот самый момент осциллограф-сканер зафиксировал критически необычные показания - нечто похожее на огромный рой самолетов численностью около пятидесяти. Они приближались со стороны на несколько градусов восточнее истинного северного направления. Расстояние примерно 132-е мили.

-4

Все радиолокационные станции острова подключены по наземной телефонной линии к новому информационному центру Штаба в Форте Шафтер между Пёрл Харбором и Гонолулу. В Центре имелась большая карта с нанесенным островом Оаху и прилегающей морской акваторией. Позиции самолетов и кораблей, о которых сообщали операторы радиолокационных станций, отображались подвижными деревянными фишками.

Рядом находилась вышка, где диспетчер и офицер по распознаванию воздушных судов следили за общей воздушной картиной и реагировали согласно необходимости. По воскресеньям диспетчеры находились в увольнительной. Единственным дежурившим являлся офицер, чья работа заключалась в поддержке руководителя полетов и идентификации неопознанных приближающихся самолетов. Все младшие пилоты по очереди выполняли задание, чтобы узнать, как функционирует радиолокационный перехват на земле. Дежурившим офицером распознания был лейтенант Кермит Тайлер, пилот, работающий всего вторую смену.

-5

Он приступил к дежурству в 04:00 вместе с восемью рядовыми. К 07:00 радары должны быть выключены, а операторам предоставлен перерыв для приема пищи. Именно в этот момент Эллиот позвонил, чтобы сообщить о странных множественных сигналах. Локард продолжал смотреть на экран. Дежурный телефонист на коммутаторе, единственный человек, оставшийся дежурить в Центре, переадресовал звонок Тайлеру. Рядовой Джозеф Локард доложил последние данные о большом всплеске радиопомех, теперь уже менее чем в 80-ти милях.

Кермит Тайлер.
Кермит Тайлер.

По дороге на работу Тайлер слушал местную радиостанцию KGMB в своей машине, которая всю ночь играла гавайскую музыку, чего обычно ранее не случалось. Двадцативосьмилетний пилот знал, почему состоялся ночной концерт.

-7

Военные самолеты - бомбардировщики приближались с континентальной части Соединенных Штатов. Они-то и использовали сигнал станции в качестве навигационного луча. Одиннадцать бомбардировщиков B-17 «Летающая крепость» армейских ВВС, лучших в Америке, должны прибыть в Оаху, по пути дислокации на Филиппины. Их приближения ждали с севера. Тайлер также знал, что два американских авианосца находились где-то в море поблизости. Но так как подобные факты - строго секретная информация, то Тайлер не мог нарушить приказ, раскрыв сведения кому-либо, в том числе и Локарду. Он успокоил солдата словами: «Не беспокойся об этом». Справедливости ради, по отношению к Тайлеру: Локард не конкретизировал, насколько велика вспышка радиопомех. Если бы он доложил или даже намекнул, что, по его мнению, в сторону острова движется значительно больше одиннадцати самолетов, то Тайлер, возможно, отреагировал иным образом. В оставшиеся сорок пять минут мирного времени у лейтенанта не осталось ни единого шанса адекватно откликнуться на чрезвычайную ситуацию.

Сами же операторы радара № 012 незадолго до 08:00 утра направились на завтрак и узнали об атаке только по прибытии на базу. Эллиот и Локард поспешили обратно на Опану и управляли радаром до окончания атаки.

Спустя много лет после окончания войны Тайлер сказал в интервью, что он мог завершить карьеру в гораздо более высоком звании, чем то, в котором уволился в запас из Военно-воздушных сил Соединенных Штатов, если бы не случайный или досадный промах. Странные сожаления.

Радар - ослепшие глаза Гавайев. Несмотря на успешное применение радаров в предупреждении атак немецких самолетов в Битве за Британию, их работа вызывала больше вопросов, чем ответов. Большинство старших офицеров ничего не знали о новых технологиях, а квалифицированных операторов было немного. Эти сложные установки работали всего несколько часов, каждое утро между 04:00 и 07:00, когда опасность нападения считалась наивысшей. Командующий, отвечающий за оборону Гавайев генерал Уолтер Шорт, вообще имел слабое представление о ценности и тактике новых армейских радиометодов.

Как зловещее предупреждение антенна SCR – 270 вырисовывается на фоне пальм.
Как зловещее предупреждение антенна SCR – 270 вырисовывается на фоне пальм.

Еще одно блестящее подтверждение того, что в любом значительном событии, неожиданном и фатальном, всегда существуют роковые совпадения. По прошествии лет очень легко говорить: если бы некоторые акторы обратили внимание на те или иные знаки и предупреждения, то история двинулась по другому пути.

По моему скромному мнению, то, что радар не воспринят всерьёз - является главной загадкой и осложненным событием того утра. Весьма непохоже на американский образ мыслей. Американцы всегда делали бОльший упор на техническую и технологическую сторону дела, чем на персональную. Одно то, что за всю войну у штатовцев не случилось супершпионов, говорит об очень многом. Они предпочитали иметь 800 математиков и шифровальщиков по обслуживанию «Magic» - криптографической машины, которая перехватывала все посольские сообщения японцев. Словом, «Вариант «Омега» у американцев не состоялся.

Последний миг покоя.

Воскресенье, 7 декабря, 07:45 утра по гавайскому стандартному времени, государственный секретарь Корделл Халл приготовился к встрече с послом Японии Китисабуро Номурой и специальным посланником Курусу Сабуро в Вашингтоне, округ Колумбия. Корделл уже в курсе того, что дипломат получил секретные инструкции отклонить любые американские мирные предложения и прервать дипломатические переговоры.

А в Пёрл Харборе адмирал Хазбенд Эдвард Киммел поддерживал ограниченную боевую готовность. Корабли держали наготове четверть своих зенитных батарей, а эсминцы получили приказ бомбить глубинными бомбами любой подводный объект, находящийся в оборонительной зоне. И все же флот не ожидал нападения. Не хватало дальних самолетов обнаружения и патрулирования, а радарная система раннего предупреждения находилась всего лишь в стадии разработки и использовалась только для тренировок. Все взоры обращены к Дальнему Востоку, где война могла разразиться в любой час. Но нападение пришлось по территории Соединенных Штатов.

Американские моряки в увольнительной на пляже Вайкики перед нападением. Моряк первого класса в 1941 году зарабатывал 54 доллара в месяц. В купе с райской природой это настоящий военно - морской Эдам, который в одночасье превратился в ад.
Американские моряки в увольнительной на пляже Вайкики перед нападением. Моряк первого класса в 1941 году зарабатывал 54 доллара в месяц. В купе с райской природой это настоящий военно - морской Эдам, который в одночасье превратился в ад.

В воскресенье утром, 7 декабря, солнце взошло над Оаху в 06:26 утра. Ясный и теплый день с легким северо-восточным бризом. Перезвон церковных колоколов Гонолулу лился над Пёрл Харбором. Солдаты и моряки завтракали, читали, писали письма или разговаривали. В 8 часов утра на кораблях должна состоятся ежедневная церемония поднятия звездно-полосатых флагов.

Тора, Тора, Тора!

В 07:40 утра МицуоФучида, возглавляющий первую группу из 183 самолетов, заметили северный берег Оаху. Он выпустил одиночную ракету, чтобы подать сигнал, и приказал более медленным самолетам-торпедоносцам первыми заходить на точку бомбометания. Но экипажи пикирующих бомбардировщиков неправильно истолковали сигнал и начали атаку.

Гнев Фучиды из-за маленькой ошибки быстро рассеялся, когда он посмотрел в бинокль и увидел линкор «Роу». Он подумал: «Какое потрясающее зрелище!» (кстати, Фучида прожил длинную жизнь и умер в возрасте 73-х лет).

-10

Семь эсминцев пришвартовались на восточной стороне острова Форд. Миноносец «Райли» и крейсер «Детройт», тренировочный корабль «Юта» и носитель гидросамолетов «Танжер» стояли на якоре на западной стороне. Три легких и два тяжелых крейсера пришвартованы у причала военно-морской верфи. Двадцать восемь эсминцев небольшими группами расположились на якорях вокруг острова Форд и прилегающего залива.

Фучида увидел линкор «Пенсильвания», стоящий в сухом доке №1 с эсминцами «Кассин» и «Даунс». Другой эсминец - «Шоу», ожидал текущего ремонта в сухом доке № 2. Пять подводных лодок пришвартованы на специальной базе, заметной своей 119-футовой учебной вышкой.

Более двадцати служебных судов флота разбросаны по всей гавани. Осматривая поле битвы, единственным сожалением Фучиды стало отсутствие американских авианосцев. Авианосец «Лексингтон» с сопровождением направлялся к атоллу Мидуэй, чтобы доставить эскадрилью морских бомбардировщиков. Авианосец «Саратога», близнец «Лексингтона», находился в Сан-Диего на ремонте. Вспомогательный авианосец «Энтерпрайз» с сопровождением из трех крейсеров и девяти эсминцев возвращался с задания по снабжению остров Уэйк. Эта группа должна прибыть в Пёрл Харбор в 6 часов утра, но шторм задержал их возвращение, и они находилась всего в 200 милях к западу от Оаху.

В 07:53 утра Фучида приказал своему радисту послать сигнал на «Акаги»: «Тора, Тора, Тора!» (Тигр, Тигр, Тигр!) - код полной стратегической внезапности.

-11

Фучида откинул фонарь бомбардировщика-торпедоносца «Накадзима» с бортовым номером AI-301 и выстрелил синей ракетой, известной как «Черный Дракон». По сигналу к атаке приведены в действие четыре ударные группы пикирующих бомбардировщиков «Такахаси-51», в то время как 40 самолетов-торпедоносцев лейтенанта Мураты снизились практически до уровня океанских волн. Истребители «Зеро» устремились к аэродромам Канеохе и Хикэм. 49 бомбардировщиков «Кейт», облетев Оаху с запада и приблизились к Пёрл Харбору с юга.

-12

Продолжение битвы в субботу. Не пропустите.

-13

Дисклеймер. Все сказанное автором и описанное в данной статье является авторской фантазией и не претендует на истину. Использованы тексты и фото из открытых источников. Любые совпадения с реальными событиями и личностями случайны. Автор старается уважать мнения всех людей и по разным вопросам.

Подписывайтесь на канал Laszlo Karanovać∴ИСТОРИЧЕСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ! Это позволит находить загадочные кейсы, интересных людей и говорить об их месте в палитре всемирной истории.

Пёрл Харбор. Страшная месть. Читать здесь.

Пёрл Харбор. Загадки и ответы. Читать здесь.

Пёрл Харбор. Иллюстрированная история. Часть I. Читать здесь.

Пёрл Харбор. Иллюстрированная история. Часть II. Читать здесь.

Пёрл Харбор. Иллюстрированная история. Часть III. Читать здесь.

Пёрл Харбор. Иллюстрированная история. Часть IV. Читать здесь.