Вчера мы поговорили о боссе-тиране, сегодня разберемся с противоположной ситуацией.
Ситуация № 2. Недоруководитель.
Я чувствую себя "недоруководителем".
По штатному расписанию "руководитель", но по факту: для подчиненных - вспомогательный персонал, а для начальства - "девочка для битья".
Подчиненные бегают ко мне по любому вопросу и скидывают свои задачи мне же. Я для них что-то среднее между справочной и службой спасения - расскажи, помоги, реши, покажи и ничего не требуй.
Я стараюсь всем помочь. В итоге дел становится все больше, а результата все меньше.
Начальство полномочий и инструментов не дает, зато спрашивает за десятерых. Самостоятельности "ноль", как и авторитета.
Надо как-то отрастить этот директорский "позвоночник", но как?
Пока не будет "позвоночника", будет руководитель в режиме диспетчера.
Заваленный операционкой, уставший управленец, который ни на что не влияет, зато за все отвечает. Передает распоряжения свыше по цепочке вниз, находясь под тотальным контролем.
Как пример, такие "недоруководители" встречаются в семейном бизнесе: когда или сами в семье "младшенькие", или приходят извне и сталкиваются с семейными правилами.
Подчиненные, хорошо считывая мягкость такого руководителя, откровенно расслабляются и начинают им управлять. Становится непонятно, кто тут босс.
"Ну подумаешь, сроки горят! А что ты нам сделаешь? Не нравится - делай сам". В такой или более завуалированной форме происходит коммуникация "недоруководителя" и подчиненных.
Так быть не должно! Будем исправляться.
Для начала нужно взглянуть на себя со стороны и определить ключевые причины, по которым становятся "недоруководителями".
ТОП 5 мы разбираем уже сегодня в моем Телеграм-канале.
Для каждой причины есть свои рабочие методики исправления.
Если сместить точку зрения на подчиненных, то что же видят подчиненные "недоруководителя"?
Они видят, что им можно достигать своих интересов за счет руководителя и в ущерб ему. Он позволяет, а они пользуются.
Это происходит через типичные манипуляции:
1. "Двенадцать обезьян"
Вопрос слишком сложный или неприятный, да и думать лень, перекину как я его руководителю.
Возможно, изначально дело решалось одним звонком или встречей, которую подчиненный попросил провести, а руководитель согласился.
Но если задача не закрылась быстро, то становится "обезьяной", которая повисла на шее начальства.
И вот уже подчиненный каждые 5 минут спрашивает: "Ну как там дела?", а руководитель отчитывается ему о результатах.
"12 обезьян" в месяц - и о стратегическом управлении можно забыть.
Сюда же можно отнести манипуляцию "я в этом ничего не понимаю".
Когда сотруднику легче прикинуться некомпетентным, чем разбираться в вопросе. А руководителю сделать самому, чем объяснять "офисному недотепе" подробности.
Только вот "недотепа" в 17.00 вышел из офиса, а руководителю еще там сидеть 4 часа.
2. "Головы не поднять"
Если имитировать бурную деятельность, то "нулевой результат" будет незаметен, а начальство пожалеет.
Сотрудник завален поручениями и делами. Так завален, что ни по одной задаче нет конкретного результата.
Нового ничего не поручишь, он перегружен. О чем постоянно говорит при любом удобном случае.
Возможно, у него нет ориентации на результат, а только на процесс, он не организован или просто слишком хитрый.
Какая бы не была причина, его задачи оказываются в календаре у руководителя и отнимают часы жизни.
3. "Вас много, а я одна"
Мне этот начальник не нравится (на его месте должен быть я), но вот дружба с "шефом повыше" гораздо полезнее.
Бывает, что вышестоящий шеф поручает что-то сотруднику, минуя его непосредственного начальника. Тут много вопросов к организационной культуре, которая это допускает, и к отношениям между руководителями.
В отделе появляются сотрудники с двойным, тройным подчинением, которые умело лавируют между всеми и отказывают непосредственному руководителю.
Слишком заняты. Выбирают те задачи, которые им выгодны.
Руководитель теряет авторитет, получая отказ. А когда свою задачу больше некому поручить, приходится выполнять paботу за подчиненного.
Таких манипуляций я знаю не меньше 2-х десятков (подчиненные знают и того больше).
Поддавшись им однажды, Вы рискуете навсегда стать "диспетчером" для своих подчиненных.
Как исправить ситуацию разбираем в Телеграм-канале. Там же и полезные чек-листы на каждый день по выходу из режима "недоруководителя".