С развитием велосипедной инфраструктуры в городах увеличивается потребность в местах для хранения этого микротранспорта. Но не все велопарковки одинаково полезны: зачастую можно встретить красивые и стильные, но максимально непрактичные конструкции. К тому же не каждая (даже сама по себе удачная) конструкция подходит для школы. Мы поговорили с экспертами и составили гайд по созданию правильной школьной велопарковки.
Эксперты:
- Мария Альсмит, главный архитектор ED Architecture,
- Мария Чупрыненко, ведущий ландшафтный архитектор ED Architecture,
- Татьяна Пономарёва, директор по развитию ООО “Городская среда” (разрабатывают и производят конструкции для велоинфраструктуры),
- Дмитрий Баранов, ведущий транспортный инженер бюро OTS Lab, автор телеграм-канала “Город в движении”.
Школьные и другие общественные велопарковки: есть ли разница?
Дмитрий Баранов: «Парковки для велосипедов и самокатов у школ принципиально не отличаются от парковок у других мест, где люди учатся или работают. Такие парковки, в отличие от кратковременных (например, у магазинов), рассчитаны на повседневное хранение транспортных средств в течение длительного времени, поэтому важно, чтобы они были хорошо защищены от осадков: навес обязателен. Еще одно отличие: школьная парковка находится на закрытой территории, поэтому для неё не так важна антивандальность. Если территория хорошо охраняется, то велосипеды на ней можно даже не пристёгивать. Но если охраны нет, закрытость территории только увеличивает риск воровства и вандализма; в этом случае лучше располагать парковку на виду».
Татьяна Пономарёва: «При установке велопарковок для школ нужно учитывать, что ребята начальной и средней школы ездят на детских велосипедах, а они по габаритам меньше взрослого. Можно дополнительно предусмотреть отдельную парковку для самокатов: либо выделить место, либо обустроить направляющую из металлической трубы, вдоль которой будут парковать самокаты (этот транспорт чаще всего не пристегивают замком)».
Одноместные, многоместные или двухуровневые
Мария Чупрыненко: «Велопарковки бывают одноместными и многоместными. Многоместные занимают меньше места, чем такое же количество одноместных. Но именно поэтому они и неудобны для парковки велосипедов: зачастую стойки для крепления велосипедов в многоместных велопарковках расположены слишком близко друг к другу. Чтобы было удобно, расстояние между парковками рекомендуется делать как минимум 60 см, а лучше 90 см. Именно такое расстояние можно обеспечить за счет одноместных парковок: при этом поставить их можно неограниченное количество (насколько позволяет выделенная для них площадь). Двухуровневые парковки удобны для стесненных площадей. Но детям может оказаться сложно их использовать: требуется определенная сила для того, чтобы поднять велосипед на второй «этаж». К тому же для таких парковок обязательно наличие навеса и ограждений».
Как рассчитать вместимость парковки?
Мария Альсмит: «У нас в нормах и правилах проектирования общественной среды не прописано наличие и количество мест ни для самокатов, ни для велосипедов. Хотя в США и Европе это уже давняя практика. Например, для школы – 0,3 места на одного ученика и 0,4 места на одного учителя, в вузах и колледжах – 0,4-0,8 мест на одного студента и 0,4 места на одного преподавателя.
Поскольку в России универсальной формулы расчёта количества мест не существует, все индивидуально для каждого объекта. Одно дело, скажем, Москва, где велосипедный транспорт распространён, другое – Салехард, где велосипедами в принципе почти не пользуются, и можно заложить минимальное количество мест: например, 10».
Дмитрий Баранов: «Поскольку устоявшейся методики расчёта вместимости велопарковки не существует, то можно провести опрос среди учащихся и сотрудников школы, чтобы выяснить, сколько людей пользуется велосипедом или хотело бы пользоваться при наличии инфраструктуры. Исходя из результатов, рассчитать примерное количество мест. Важно предусмотреть возможность расширения такой парковки, потому что популярность пользования велосипедом среди учащихся может расти».
Татьяна Пономарёва: «В настоящее время в России только формируется культура пользования микротранспортом. Поэтому для расчета мест можно опереться на количество учеников, предположив, что на микротранспорте будет приезжать треть из них. Надо смотреть и на текущую велоинфраструктуру вокруг школы: есть ли велодорожки, удобно ли подъезжать на велосипедах и самокатах из близлежащих домов. В зависимости от этого уменьшать или увеличивать базовое количество мест».
Как правильно выбрать место для велопарковки?
Мария Альсмит: «В первую очередь, важно, чтобы парковка находилась в доступности от главного входа в школу. Обычно мы проектируем парковки на расстоянии 10-15 метров от главного входа: не ближе, но и не дальше. Такая парковка будет удобна для велосипедистов, но при этом не будет перегораживать главный вход в здание и мешать проходу. Не помешает она и проезду пожарной техники».
Дмитрий Баранов: «При выборе места для парковки нужно учитывать, что велосипед сильно превосходит размеры конструкции велопарковки. Её нельзя располагать вплотную к стенам, ограждениям, газонам, проходам и проездам. Парковка должна быть достаточно просторной. Рекомендуемая площадь, приходящаяся на один велосипед на велопарковке – 1,7 м2, включая парковочную площадь (1,2 м2) и проход (0,5 м2 на каждый велосипед). При устройстве многорядной велопарковки должен быть обеспечен проезд (проход) между рядами шириной не менее 1,5 м.
Опорные конструкции должны быть заметными: иначе люди могут вообще не увидеть парковку и будут оставлять велосипеды где придётся. Располагать велопарковки можно ориентируясь на пункт 6.13 ГОСТ 33150-2014».
Выбираем форму конструкции
Мария Чупрыненко: «Самые оптимальные – П-образные парковки. Они удобны не только для крепления велосипеда, но и для дополнительного упора транспорта на стойку парковки. П-образные парковки могут быть с четкими, геометричными контурами или с радиусными скруглениями углов. Подходят и трапециевидные парковки с расширением их формы кверху: к таким велопарковкам удобно крепить велосипед при помощи двух замков».
Выбираем материал и размер
Татьяна Пономарёва: «При выборе материалов нужно хорошо представлять, как конструкция будет выглядеть через 1-3-5 лет использования. В снежные зимы техника во время уборки территорий иногда задевает скрытые под снегом объекты. Поэтому лучше выбирать самые надежные материалы: нержавеющую сталь, алюминий (литой или с анодированием), чёрную сталь с горячим цинкованием».
Мария Чупрыненко: «Обратите внимание и на толщину стоек: они не должны быть слишком тонкими и хлипкими, но при этом не должны быть и слишком широкими, чтобы было удобно пристегивать велосипед. Оптимальная ширина стойки – 50 мм. По высоте наиболее удобны парковки высотой от 70 см».
Дмитрий Баранов: «Материал для велопарковки должен быть долговечным, износостойким и достаточно прочным, чтобы конструкцию нельзя было разрушить руками, ногами или ручным инструментом. Конструкция не должна быть слишком массивной, чтобы в экстренных случаях (например, при пожаре) её можно было легко демонтировать.
Дерево не очень подходит для этих целей: оно быстро разрушается от физического контакта, легко ломается и пилится обычной пилой. Пластик может подойти, но он должен иметь такие свойства, чтобы не разрушаться под воздействием солнечного света. Железобетон сложно сделать достаточно тонким без трещин, поэтому это тоже не самый подходящий материал. Алюминий применять возможно, но нужно учитывать, что он довольно мягкий, поверхность будет быстро изнашиваться; к тому же он может быть привлекателен для воров как цветной металл. Самый проверенный и надёжный материал для велопарковки – сталь. При этом стальные конструкции могут быть окрашены или сделаны из оцинкованной стали. Можно применять специальную сталь с декоративной ржавчиной (кортеновская сталь), которую часто используют в современном ландшафтном дизайне».
Дополнительные элементы
Татьяна Пономарёва: «Рекомендуется четко обозначать парковку навигационными элементами, и желательно разместить основные ПДД для велосипедистов: лучше в картинках, чтобы каждый раз при парковке велосипеда ребята вспоминали о правилах. В дополнение к велопарковкам можно разместить станцию самостоятельного ремонта велосипедов или даже мойку: это будет повышать культуру пользования средствами индивидуальной мобильности».
Мария Чупрыненко: «Важно предусмотреть номера парковочных мест, а также цветовые маркеры для слабовидящих людей и для хорошей видимости парковок в непогоду».
Как обустроить парковку на уже оформленной территории школы, если она изначально не была запланирована?
Дмитрий Баранов: «На территории школ обычно достаточно свободного пространства для обустройства велопарковок. Если это старое здание в плотной застройке, можно договориться с городской администрацией и разместить велопарковку на территориях общего пользования. Один из интересных лайфхаков — велопарковка-парклет.
Это конструкция, которая устанавливается на парковочное место для автомобиля и, как правило, имеет дизайн с силуэтом автомобиля. Такая велопарковка вмещает до десяти велосипедов (вместо одной легковой машины). Одновременно она пропагандирует передвижение на велосипедах, наглядно показывая, насколько велосипед эффективнее».
Мария Альсмит: «Парковка в любом случае должна располагаться в непосредственной близости от главного входа. В конце концов, велопарковка занимает не очень много места, поэтому почти в любой школе найдётся под неё пространство. Тем более, ее можно сделать многофункциональной: и парковка, и одновременно элемент благоустройства территории. Например, есть конструкции, которые можно использовать как лавочки, когда они не используются по прямому назначению».