Вчера ужинали под альбом Black Tie White Noise Дэвида Боуи, и это подбросило идею написать об одном впечатлении почти десятилетней давности.
Я в ту эпоху слушала Боуи довольно много, клипы смотрела, и вот как-то говорю - как он классно смотрится в клипе Ashes to Ashes, это правда, что он ещё и актёр? почему я фильмы с его участием не видела?
И муж отвечает - да видела, он Понтия Пилата играл.
Опаньки, хорошо быть тормозом - каждый день новости. Почему я Дэвида в этой роли не запомнила совершенно - отдельный вопрос. Кстати, причина довольно основательная, но о ней действительно лучше отдельно.
Но тогда в результате внезапного интереса я давай искать, что бы такое эдакое с ним посмотреть - и посмотрела фильм "Баския".
Дэвид Боуи играет там Энди Уорхолла. Не так много экранного времени у него, но образ получился запоминающийся, тревожность, печаль и вопиющая какая-то экзотичность, и что-то хрупкое и иррациональное в каждом жесте – ну очень здорово, по-моему.
Фильм в целом тоже ничего, живопись этого самого Жана-Мишеля Баския не в моем вкусе, но проблема не в этом – скорее, в том, что он сам не очень-то уверен был в своих творениях. По итогам фильма можно сделать вывод, что Сальери таки прав и подножием искусству надо делать ремесло – целее будешь. Если, как Пикассо, владеешь техникой академического рисунка, то можешь экспериментировать направо и налево, у тебя стержень есть, который не позволит в себе усомниться, спиться, скуриться, сколоться, свихнуться и тд. В противном случае отсутствие успеха и слишком большой успех одинаково способны угробить.
Но вот прекрасное последствие этого фильма, а заодно доказательство, что Баския действительно художник со своим почерком, с мощной образной системой. Итак, была я на какой-то сборной выставке, коллекция современного искусства, принадлежащая некоему меценату. И я только вошла в зал (художников в нём было представлено штук двадцать), прямо с порога, с десяти метров поняла: вон там в левом углу - картина Баския. Подхожу на расстояние, позволяющее прочесть табличку - ну надо же, и правда. Приятно. Я в этом авангардизме совершенно не копенгаген, а вот.
И ещё о фильме "Баския". Музыка в фильме великолепная. Список композиций в конце впечатляющий в смысле имен авторов и исполнителей, что-то фоном шло, или один-два такта всего; я все-таки безнадежный аудиал, даже в фильме про художника постоянно пыталась растопырить локаторы и словить кайф от Тома Вэйтса и прочих замечательных товарищей. А под заключительные титры была Hallelujah Коэна, жаль только что не Джефф Бакли пел.
Как вам Боуи? А живопись неоэкспрессионизма?))
И вот ещё - бывало ли такое, что впечатление в одном жанре привело к открытиям в другом - прочитали в книге о картине, узнали из фильма о музыканте?