Найти тему

Идентичность

Работая с клиентами, я часто сталкиваюсь с темой идентичности. Поднимая эту тему, в ответ слышу - что это?

Тема идентичности является одной из ключевых в нашей жизни, и поэтому сегодня решила написать просветительский пост и разобрать как же формируется эта загадочная идентичность.

Итак, идентичностью называют некий «Образ Я», целостное представление о себе. Когда идентичность сформирована, то человек понимает КТО он, ощущает тождественность между своими психофизиологическими, интеллектуальными, мотивационными и духовными характеристиками. Другими словами, «чувствует себя на своем месте».

Личная идентичность складывается из половой, этнической, национальной социальной идентичности и др. Человек с хорошо сформированной идентичностью имеет четкое осознавание образа себя и переживание чувства тождественности с теми образами и представлениями, с которыми идентифицируется.

Вопрос, на который отвечает человек с целью понимания своей идентичности: «Кто Я?». Если ответить на него сложно, тогда уместно говорить о состоянии диффузной идентичности. Это может выражаться в разрозненных представлениях о себе.

Например, человек может считать себя то великим, то уходить в полное ничтожество, часто даже не осознавая возникших противоречий. Такие качели забирают много энергии, вызывают неуверенность, страхи.

Как формируется идентичность? 
Она развивается в течение всей жизни человека, начиная с самого раннего детского опыта. Первое понимание о своей отдельности ребенок получает в 6 - 32 мес. На этой стадии закладывается ощущение своего тела и опыт доверия/недоверия к миру. В 3 года ребенок уже осознает свою отдельность. Это период начала формирования самоидентичности. В возрасте 3 - 5 лет у ребенка происходит первое рождение его личности, а в подростковом возрасте (12 - 19 лет) как раз и появляется новообразование психики - идентичность. Она складывается из опыта, полученного на предыдущих этапах развития (для особо пытливых умов рекомендую ознакомиться с таблицей стадий психосоциального развития Э. Эриксона).

Важно понимать, чтобы идентичность к подростковому возрасту смогла оформиться, у ребенка должна быть в детстве эмпатичная мать. С помощью такой матери происходит переработка и символизация эмоционального и познавательного опыта ребенка. Другими словами, мать - это зеркало, в котором отражается внутренний и окружающий мир ребенка. С помощью этого зеркала он получает знания о себе и о мире.

Бывает ли так, что идентичность не была сформирована?
Да! И это частая проблема, с которой обращаются к психологам.

Критерии диффузной идентичности:
⁃ Отсутствие стабильного взгляда на себя
⁃ Непонимание своих потребностей, желаний, целей
⁃ Неуверенность и муки выбора по малейшему поводу
⁃ Откладывание принятия решения
⁃ Избегание ответственности
⁃ Построение поведения с целью избежать боли или неудачи, предпочитая вечный поиск удовольствия («жить одним днем»).

Для подростков такой период диффузной идентичности является еще нормой. Им действительно сложно понять, что они хотят от своего будущего и куда им идти. Но в таком кризисе может застрять человек и 25-ти, 35-ти и 45-ти летнего возраста. Люди в таком состоянии будто замирают на определенной этапе, не принимая никаких четких решений в различных сферах (отношения, работа, семья и т.д.)

Как быть?
Формирование идентичности - это долгий процесс и складывается он из осознаваний переработки и присвоения своего личного опыта, полученного при выборе того или иного решения. Самый лучший путь и, возможно, быстрый - психотерапия. У вас создается безопасное пространство и поддерживающие отношения с человеком, который помогает и сопровождает вас в вашем исследовании граней своей личности. Это помогает лучше понять ваши потребности, осознать реальность вокруг, «прожевать» полученный опыт и понять, что подходит конкретно вам и куда вы хотите идти.

Также, возможно начать сформировывать свою идентичность через повышения уровня самосознания, читая соответствующую литературу и посещая мероприятия, которые повышают осознанность и самопознание. 

Есть и другие способы: путешествия, айяваска, випассана, но это уже для более продвинутых искателей.

Подводя итоги, скажу, что идентичность - это стержень нашей личности. Его отсутствие может проживаться как ощущения внутренней пустоты и бессмысленности. Например, достигнутая глобальная цель может, наоборот, принести не радость, а разочарование. Это может являться маркером, что данная цель была принята без соотношения с вашими истинными желаниями и потребностями, а взяла (проглочена) «из вне».

Спасибо, что прочитали! Поделиться со мной мыслями можно в комментариях.
Если вам была полезна статья - ставьте 👍
Это поможет большему количеству людей увидеть ее.

Гонзалес Татьяна
Гонзалес Татьяна