Эта картина XIII века «Пять Патриархов Чистой Земли» (яп. «Дзёдо Госодзо») является культурным достоянием Японии. Она находится в храме Нисёнин в Киото. Считается, что её привез в Японию из Китая по просьбе Мастера Хонэна (1133-1212) монах Чогэн (1121-1206).
Согласно «Гёдзёдзю» («Сорока восьми свиткам» с биографическими картинками Хонэна Сёнина), именно Мастер Хонэн стал основоположником концепции Пяти Патриархов Чистой Земли, выбрав пятерых китайских священников буддизма Чистой Земли в качестве патриархов. В «Гёдзёдзю» говорится:
"Хотя было много мастеров, передававших учение буддизма Чистой Земли, Хонэн Сёнин, основываясь на "Биографиях выдающихся мастеров" (яп. "Косудэн"), составленных при династиях Тан (Китай 618-907) и Сун (960-1279), выбрал из них пятерых самых важных. Ими стали: Мастер Тань-луань (476-542, яп. Донран), Мастер Дао-чо (562-645, яп. Досяку), Мастер Шань-дао (613-681, яп. Дзэндо), Мастер Хуай-кан (годы жизни неизвестны, яп. Экан) и Мастер Шао-кан (?-805, яп. Сёко). Так была установлена линия преемственности учения Чистой Земли" («Гёдзёдзю», том 6, глава 8).
Далее, в качестве обоснования того, что выбор Мастером Хонэном Пяти Патриархов был основан на писаниях, в «Гёдзёдзю» говорится:
"Перед отъездом Чогэна в Китай Мастер Хонэн сказал ему: "В Китае обязательно должно находиться изображение этих пяти Патриархов Чистой Земли. Найди его и непременно привези в Японию!" Чогэн повсюду искал это изображение. Когда же его поиски, наконец, увенчались успехом, он был глубоко впечатлен дальновидным предвидением Мастера" («Гёдзёдзю», том 6, глава 8).
Однако исторические исследования показывают, что в "Косудэн" времен династий Тан и Сун нет прямого указания на эту линию преемственности. Имена выбранных Хонэном Сёнином Пяти Патриархов упоминаются, но не в связи друг с другом и наравне с именами большого количества других мастеров.
Профессор Дзюндзи Вакасуги указывает, что уникальный выбор Мастером Хонэном Сёнином именно этих Пяти Патриархов основан на его же отрывке из «Сендзяку-сю»[1]:
"Вопрос: Каждая из множества школ и направлений Святого Пути имеет свою собственную прямую линию передачи Дхармы от учителя к ученику. […] Есть ли какие-либо записи о такой преемственности учителей в школе Чистой Земли?
Ответ: Школа Чистой Земли действительно имеет свою собственную линию передачи, точно такую же, как и другие школы Святого Пути. Однако внутри школы Чистой Земли от разных мастеров можно услышать разные варианты линии преемственности. Существуют варианты линии передачи, отстаиваемые учителем Дхармы Хуэй-юанем (334–416) из Лу-шаня, учителем Трипитаки Цзы-минем (680–748), а также Дао-чо и Шань-дао. Здесь мы ограничимся линией передачи Дхармы, которую отстаивают Дао-чо и Шань-тао. Она существует в двух вариантах. Первый вариант […] таков: мастер Трипитаки Бодхиручи, мастер Дхармы Хуэй-чун, мастер Дхармы Дао-чан, мастер Дхармы Тан-луань, мастер Дхьяны Та-хай, и мастер Дхарма Фа-шан. Согласно другой версии, преемственность началась с мастера Трипитаки Бодхиручи, за которым последовали: мастер Дхармы Тан-луань, мастер Дхьяны Дао-чо, мастер Дхьяны Шань-дао, мастер Дхармы Хуай-кан и мастер Дхармы Шао-кан (оба варианта содержатся «Биографиях выдающихся мастеров, составленных при династиях Тан» и «Биографиях выдающихся мастеров, составленных при династиях Сун»)".
Здесь Мастер Хонэн указывает на то, что оба варианта линии преемственности были найдены им в «Биографиях выдающихся мастеров», составленных при династиях Тан и Сун. Однако в действительности ни в одном из списков «Биографий выдающихся мастеров» их нет. Более того, кроме как в самом «Сендзяку-сю» они более нигде не встречаются.
Поэтому изображение Пяти Патриархов Чистой Земли (Дзёдо Госодзо), которое Чогэн привез в Японию из Китая, сыграло важную роль в том, чтобы показать всем, что в школе Дзёдо-сю действительно существует линия прямой передачи учения. Изначально изображённые на картине пять выдающихся мастеров, возможно, и не являлись Пятью Патриархами школы Чистой Земли (Дзёдо Госодзо). Тем не менее, объявив их таковыми, школа Дзёдо-сю смогла заложить прочную основу для своего распространения.
По мере распространения Дзёдо-сю с этого изображения Пяти Патриархов было сделано множество копий. Следующая картина, хранящаяся в храме Тион-дзи, считается копией, сделанной в XIV веке.
1. Мастер Тан-луань (яп. Донран, 476-542 гг.)
Первый из пять патриархов буддизма Дзёдо-сю. Также он является третьим из семи патриархов Син-буддизма (Дзёдо-синсю). Вначале Тан-луань изучал философию Нагарджуны (яп. Рюдзю), а позже даосизм. Однако, пережив тяжелую болезнь и едва не умерев, он встретил мастера Трипитаки Бодхиручи и вступил на Путь Чистой Земли. От Бодхиручи он получил «Сутру Созерцания» («Канмурюдзю-кё») и разработал Шестислоговую мантру "南無阿彌陀佛" (Намо Амитофо/Наму Амида Буцу), используемую сегодня во всех школах буддизма Чистой Земли. Его авторству принадлежат такие сочинения, как «Толкование к трактату о возрождении в Чистой земле» (кит. «Цзинту ваншэн-лунь чжуцзе», яп. «Дзёдо одзё-рон тюгэ»), «Песни-славословия Будде Амитабхе» (кит. «Цзань Амитофо-цзе», яп. «Сан Амида буцу-гэ») и «Краткий трактат о значении слов “Чистая земля покоя и радости”» (кит. «Люйлунь аньлэ Цзинту-и», яп. «Рякурон Анраку Дзёдо-ги»).
2. Мастер Дао-чо (яп. Досяку, 562-645 гг.)
Второй из пять патриархов буддизма Дзёдо-сю и четвертый из семи патриархов Син-буддизма. Дао-чо однажды посетил храм Тан-луаня и прочитал на стене надпись, в которой восхвалялся Тан-луань. Она произвела на Дао-чо настолько сильное впечатление, что, забросив все свои предыдущие практики, он занялся буддизмом Чистой Земли. Его учение в значительной степени основано на «Сутре Созерцания» («Канмурюдзю-кё»). Ему принадлежит два сборника «Собрание покоя и радости» (кит. «Аньлэ-шу», яп. «Анраку-сю»).
3. Мастер Шань-дао (яп. Дзэндо, 613-681 гг.)
Основатель школы Дзэн-до китайского учения о Чистой Земле. В 641 году он случайно услащал лекцию знаменитого Мастера Чистой Земли Дао-чо о «Сутре Созерцания». Эта лекция вдохновила его принять, а затем и распространять учение Чистой Земли. Его школа следует учению Тан-луаня (Донрана) и Тао-чо (Досяку). Шань-дао является третьим из пяти патриархов буддизма Дзёдо-сю и пятым из семи великих Мастеров Син-буддизма. Он написал, среди прочих, «Восхищение и восхваление [Амитабхи] ради возрождения [в его Чистой Земле]» (кит. «Чин ван-шен-ли-цан», яп. «Одзё райсан»).
4. Мастер Хуай-кан (яп. Экан, годы жизни неизвестны)
Один из учеников Шань-дао (Дзэндо), живший во времена династии Тан. Он постиг основной смысл учения о Чистой земле и практиковал медитацию Нэмбуцу. Считается, что он достиг Самадхи с помощью практики Нэмбуцу. Он начал писать «Трактат, разрешающий многочисленные сомнения относительно учения Чистой Земли» (кти. «Ши-цзин-ту-чунь-и-лун», яп. «Сяку-дзёдо-гунги-рон), но умер, не успев его закончить[2].
5. Мастер Шао-кан (яп. Сёко, ?-805 гг.)
Последний из Пяти Патриархов буддизма Дзёдо-сю. В пятнадцатилетнем возрасте он принял монашество и следовал Винае, правилам дисциплины, которые Будда установил для монахов и монахинь. В 785 году в храме Хакубадзи в Ло-яне он был вдохновлен чтением наставлений Мастера Шань-дао к возрождению в Чистой Земле. По завершении чтений он простерся ниц в зале Мастера Шань-дао и присоединился к вратам Чистой Земли. Он широко распространял среди людей практику Нэмбуцу и получил прозвище "Столб Шань-дао".
-------------
[1] «Сендзяку-сю» — основное сочинение Хонэна; полное название «Сендзяку Хонган Нэмбуцу-сю» («Главы об исключительной роли Нэмбуцу в Изначальном Обете») (примеч. переводчика).
[2] «Трактат…» был завершен Хуай-юнем, другим учеником Шань-дао (примеч. переводчика).