Найти тему

ПРОРОК ИЕЗЕКИИЛЬ (ч.68): ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗРАИЛЯ НА СВОЮ ЗЕМЛЮ - 1: ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ

В Писании вожди часто называются “пастырями”, пастухами, — словом, которое даёт исчерпывающее описание того, кем эти вожди являются и что они делают. Бог — высший “пастырь” Своего народа (Пс. 22; см. Быт. 48:15). Кир, Моисей, Давид, Иисус и старейшины церкви названы пастырями. (См. Ис. 44:28; 63:11; 2 Цар. 5:2; Ин. 10:11; Деян. 20:28; 1 Пет. 5:1-3).

Хотя многочисленные вожди Божьего народа были пастырями, они не обязательно были хорошими пастырями. Бог доверил им Своё стадо. Те, кто легкомысленно относился к своим обязанностям, причиняли вред Божьему народу. Их ошибки привели к вавилонскому пленению и разрушению их любимого города Иерусалима.

Чтобы показать, насколько важно иметь хороших вождей, Иезекииль привёл яркое сравнение между плохими пастырями прошлого и Богом, который станет их Пастырем. Бог намеревался собрать Своё стадо, которое было рассеяно среди народов, и привести его назад, в Израиль. Под Его водительством люди будут жить в мире и безопасности. Он также обещал поставить им нового Пастыря, который будет предан Своему призванию.

НЕЧЕСТИВЫЕ ПАСТЫРИ

“И было ко мне слово Господа: «Сын человеческий! Изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям, — так говорит Господь Бог: Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волной одевались, откормленных овец закалывали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря, и, рассеявшись, сделались пищей всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их. Поэтому, пастыри, выслушайте слово Господа. Живу Я! — говорит Господь Бог. — За то, что овцы Мои оставлены были на расхищение, и без пастыря сделались овцы Мои пищей всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, — за то, пастыри, выслушайте слово Господа. Так говорит Господь Бог: Вот, Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их»” (Иез. 34:1-10).

Стихи 1, 2. Иезекиилю поручается изречь пророчество на царей Израиля, возвестить им о горе. Эти нечестивые пастыри были так заняты обеспечением собственных нужд, что полностью пренебрегали нуждами овец. Вожди были призваны указывать людям духовный путь, который бы укреплял их как Божий народ. Они должны были часто и открыто восхвалять Божий закон перед людьми.

Стих 3. Бог выдвигает против пастырей, царей Израиля, четыре обвинения:

1. “Вы ели тук” вместо того, чтобы самое лучшее отдавать людям.

2. “Вы... волной [в “шерсть”; Современный Перевод] одевались”, вместо того чтобы заботиться об овцах.

3. “Откормленных овец закалывали” в дни благоденствия.

4. “Вы [делали всё это], а стада не пасли”. Даже при всей своей развращённости эти вожди могли бы пасти стадо, указывая им хоть какое-то положительное направление, но цари Израиля так не поступали.

Стих 4. Осуждение пастырей содержится в словах “вы не...”: “Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали”. За этим следует яркое описание того, что они делали: “А правили ими с насилием и жестокостью”.

Вожди не заботились о попранных, бедных, угнетённых, вдовах и сиротах — тех членах общества, которые нуждаются в том, чтобы находящиеся у власти и занимающие высокое положение приходили к ним на помощь. Они только способствовали угнетению. Эти нечестивые пастыри были эгоистичны, бессердечны, безжалостны и жестоки.

Стихи 5, 6. В результате плохого руководства Божий народ рассеялся среди народов. Люди стали лёгкой добычей “всякому зверю полевому” (ст. 5), жестоким народам. Повторение фразы “овцы Мои” (ст. 6) показывает, как вожди не уследили — не за своей собственностью, а за собственностью Господа.

Стихи 7-10. Как показано в Дан. 4:17, 25 (см. Рим. 13:1-4), эти правители получили свою власть от Бога, который назвал их “пастыри Мои” (ст. 8). Но они не выполнили Божьего поручения, поэтому Бог грозит поднять руку на пастырей (ст. 10). Его противодействие будет иметь три результата. Во-первых, Бог взыщет овец Своих от рук их. Эти нечестивые вожди потеряли своё право стоять во главе. Во-вторых, Он не даст им более пасти овец. Как было отмечено ранее, они ведь всё равно не пасли их. Если они чем-то и кормили овец, то жестокостью и насилием. В-третьих, Он исторгнет овец Своих из челюстей их. Пока нечестивые правители не сожрали свой народ, Бог вырвет его из их пасти. Другими словами, их правление закончится.

ЗАБОТЛИВЫЙ ПАСТЫРЬ

“Ибо так говорит Господь Бог: «Вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли этой. Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых. Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их, — говорит Господь Бог. — Потерявшуюся отыщу, и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю. Буду пасти их по правде»” (Иез. 34:11-16).

Стих 11. Затем Бог говорит: “Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их”. Бог как Пастыреначальник и Блюститель человеческих душ (см. 1 Пет. 2:25; 5:4) полон решимости “отыскать” Своих овец. Он Сам сделает ту работу, которую поручил делать другим. Джон Тейлор далее развивает этот образ:

“Образ пастуха, разыскивающего заблудших овец в ст. 12, примечателен как предвестник притчи о потерянной овце (Лк. 15:4 и дал.), которую наш Господь, вне всякого сомнения, построил на этом отрывке из книги Иезекииля. Он, как никакой другой отрывок, демонстрирует доброту и любовь Бога Ветхого Завета, нанося смертельный удар по тем, кто пытается вбить клин между Яхве, Богом Израиля, и Богом Отцом нашего Господа Иисуса Христа. Кстати, это далеко не единственный отрывок, в котором говорится о добром пастыре” (см. Пс. 77:52 и след.; 78:13; 79:2; Ис. 40:11; 49:9 и след.; Иер. 31:10).

Стихи 12, 13. Как поступил бы хороший пастух, поняв, что его стадо рассеяно (ст. 12)? Ключевое слово здесь — “пересмотрю”. Правители Израиля не заботились о народе, не пересчитывали, все ли на месте. А Бог заботился, и Он обещал помочь им с их трудностями. Действия, выраженные глаголами в ст. 12 и 13, отчётливо показывают, что Бог обещает сделать:

1. “Я пересмотрю овец Моих”.

2. “Я... высвобожу их”.

3. “Я... выведу их”. Они больше не будут находиться среди чуждых им народов, — чужаков, которые поклонялись идолам вопреки Божьей воле.

4. “Я... соберу их”. Он выведет их из тех стран, из которых они не были родом.

5. “Я... приведу их в землю их”. Бог хочет, чтобы они жили на земле, которую когда-то населяли. Они потеряли свою землю из-за своей неверности, но Бог, по Своему милосердию, позволит им возвратиться.

6. “Я... буду пасти их”. Он предоставит овцам “злачные пажити” и “тихие воды”, чтобы они благоденствовали (см. Пс. 22:1, 2).

Стихи 14, 15. Словами, напоминающими Пс. 22, Бог говорит, что Он будет пасти Свой народ на хорошей пажити — они будут пастись на тучной пажити (ст. 14). Это будет не на землях Ассирии или Вавилона, а на высоких горах Израилевых. Он обещает покоить их (ст. 15).

Стих 16. Бог обещает заботиться о Своём народе — отыскать, возвратить, перевязать и укрепить людей. И — звучит резким контрастом — Он накажет тех, кто разжирел, живя за счёт народа, кто вошёл в силу благодаря угнетению и несправедливости. Не желающие быть справедливыми и добрыми по отношению к народу встретятся с Божьей правдой.

ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ

“Вас же, овцы Мои, — так говорит Господь Бог, — вот, Я буду судить между овцой и овцой, между бараном и козлом. Разве мало вам того, что пасетесь на хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими, так что овцы Мои должны питаться тем, что потоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими? Поэтому так говорит им Господь Бог: Вот, Я Сам буду судить между овцой тучной и овцой тощей. Так как вы толкаете боком и плечом и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон, — то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцой и овцой. И поставлю над ними одного Пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида. Он будет пасти их, и он будет у них Пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это” (Иез. 34:17-24).

Стих 17. “Я буду судить между овцой и овцой”, — продолжает Господь. До этого момента суд производился только над царями, которые были негодными пастырями. Но многие другие также были виновны в неверности Израиля. Каждую “овцу” надо судить отдельно; это касается также баранов и козлов. Они представляют сливки общества, богатых и могущественных, которые могли использовать своё положение, чтобы угнетать других (таким образом подражая царю, под началом которого они служили). В это число входили также нечестные купцы, равно как и простолюдины, обманывавшие слабых и беспомощных.

Стихи 18, 19. Продолжая Своё обращение к правящим классам (и к другим угнетателям народа), Бог выдвигает против них два обвинения. Они виновны (1) в том, что паслись на хорошей пажити, жадно забирая самое лучшее себе, и (2) в том, что остальное топтали своими ногами, то есть уничтожали всё, что могло быть ценным для других. Это усугубляет легкомыслие, эгоизм и жестокость правящих классов. Их просто не заботило, что они ничего другим не оставляли. Образно говоря, они вставали из-за стола, досыта наевшись, и допускали при этом, чтобы остатки еды испортились, вместо того чтобы отдать их голодающим массам.

Стихи 20-22. Бог даёт обет очистить стадо от плохих овец — нечестивых вождей, многие века угнетавших Израиль, и от порочных представителей народа. Фраза “вот, Я Сам буду судить” (ст. 20) в еврейском языке очень эмоциональна. В прошлом другие, в частности Божьи пророки, судили этих злых царей и людей. Однако пророков презирали и игнорировали, вызывая у этих правителей лишь раздражение. Поскольку вожди не прислушались к мольбам и предостережениям Божьих пророков, они будут иметь дело с Самим Господом. Эта мысль не из приятных. Бог серьёзно относится к отвержению Его посланников. Его обвинения выражены предельно ясно: вожди угнетали и запугивали народ, чтобы добиваться своих целей (ст. 21). Бога всегда в первую очередь заботит социальная несправедливость, а эти вожди далеко отошли от законных принципов честности и порядочности. Господь избавит людей от угнетения и рассудит их поступки по отношению друг к другу (ст. 22).

Стих 23. Пастырь назван “Моим рабом Давидом”. Есть несколько вариантов истолкования этого определения, но наиболее подходящее объяснение состоит в том, что “Мой раб Давид” указывает на Христа.

Что будет делать пастырь для овец в отличие от злых правителей?

1. Он будет пасти их. Иисус был “хлебом жизни” (Ин. 6:35, 48). Он питал людей Своими словами, которые сходили с небес (Ин. 6:33). Поглощая слова Иисуса (повинуясь им), человек мог жить (Ин. 6:63). Когда Иисус вознёсся, Он ниспослал на апостолов Святого Духа, дав им силу “питать” людей истиной (Ин. 15:26; 16:13).

2. Он будет пасти их. Этот повтор, скорее всего, означает, что пастырь, которого назначит Бог, лично будет пасти людей. Христос стал плотью и обитал среди людей, чтобы питать их Божьими словами (Ин. 1:14-18; см. Ис. 40:11; Ин. 21:15-17; Отк. 7:17).

3. Он будет у них пастырем. Ему назначается стать их истинным пастырем. Он будет делать всё, что обязан делать пастырь. Иисус часто плакал, видя в людях овец, не имеющих пастыря (Мф. 9:36; Мк. 6:34).

Стих 24. Далее даётся разделение обязанностей. Бог будет их Богом; а Его раб Давид, названный в стихе 23 пастырем, теперь назван князем. Иисус должен был стать правителем. Как цари Израиля были пастырями, так Иисус будет пастырем добрым — и одновременно Царём. Новый Завет называет Иисуса Царём (Мф. 2:2; 27:42; 28:18; Ин. 1:49; 12:13; 18:36, 37; Отк. 1:5, 6).

Остаётся один вопрос: когда должен был Иисус исполнить сказанное в этом отрывке? Будет неправильным применением этого текста проецировать его на какой-либо период времени в будущем, когда Христос будет служить в Иерусалиме в качестве мессианского Царя Давида. Новый Завет показывает, что Иисус был пастырем добрым во время Своего служения во плоти. Он стал Царём, когда в день Пятидесятницы было установлено Его царство, церковь (Деян. 2).

ЗАВЕТ МИРА

“И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время — это будут дожди благословения. И полевое дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они в безопасности на земле своей, и узнают, что Я Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их. Они не будут уже добычей для народов, и полевые звери не будут пожирать их; они будут жить безопасно, и никто не будет устрашать их. И произведу у них насаждение славное, и не будут уже погибать от голода на земле и терпеть посрамления от народов. И узнают, что Я, Господь, Бог их, с ними, и они, дом Израилев, Мой народ, — говорит Господь Бог, — и что вы овцы Мои, овцы паствы Моей; вы — люди, а Я — Бог ваш, — говорит Господь Бог” (Иез. 34:25-31).

Стихи 25-29. При правлении нечестивых царей люди знали лишь незащищённость, нищету и войны. В конце концов, когда их насильно изгнали с их земли и поселили в земле чужой, они потеряли остатки надежды на мир. Бог обещает заключить новый завет, завет мира (ст. 25; см. 37:26-28; 38:11-13; 39:25-29). Тейлор поясняет:

«Отношения часто описываются как завет, и фраза “завет мира” (ст. 25; см. 37:26; Ис. 54:10) просто означает “завет, который действует”. Слово “мир” указывает на согласие, которое имеет место, когда обязательства, оговоренные заветом, выполняются, и отношения отличаются прочностью. Это не негативное понятие, подразумевающее отсутствие конфликтов, волнений и шумных споров, в каком значении мы употребляем это слово, а глубоко позитивное состояние, в котором всё действует отлаженно и без перебоев. Безопасное место, обещанное Божьему народу, включает степь, невозделанные пастбища, и леса, покрытую лесом область, которая обычно представляла собой довольно опасное место из-за диких животных. Но в центре находится гора Сион (“холм Мой”, ст. 26), как говорится в большинстве пророчеств о мессианском веке».

Этот завет обеспечит мир разными способами. Во-первых, он удалит с земли лютых зверей. Дикие животные часто нападали на людей; они были причиной страха и постоянного беспокойства для родителей (Лев. 26:6, 22). Однако возможно, что это следует воспринимать не буквально, а образно. “Зверями” могли быть злые правители, пожиравшие людей (см. Иез. 34:3; 22:25, 27). Устранив эту опасность, Бог даст людям возможность безопасно жить даже в тех местах, которые ранее считались чрезвычайно опасными, — в степи и лесах.

Во-вторых, Бог будет ниспосылать на эту землю дожди благословения (ст. 26). Земля, которая была проклята из-за их неверности, станет снова плодородной (ст. 27; см. Ос. 2:22; Иоил. 3:18; Ам. 9:13, 14; Зах. 8:12). Хотя некоторые видят в этом указание на приход Святого Духа, это не то, о чём говорит здесь Иезекииль. Его слова следует понимать в контексте Божьих благословений, которые Божий народ будет иметь под водительством Пастыря. Включить сюда концепцию Святого Духа — значило бы резко изменить содержание этого отрывка. Кроме того, на стих 27 не ссылался ни один новозаветный автор в связи с ниспосланием Святого Духа; да и вообще нигде о ниспослании Святого Духа не говорится подобным образом.

В-третьих, Божий народ больше не будет добычей для народов (ст. 28). История Израиля показывает, как часто этот народ становился добычей других народов. В конце концов его пожрали ассирийцы (завоевавшие Израиль в 722[1]г. до н.э.) и вавилоняне (завоевавшие Иудею в 587[6]г. до н.э.).

В-четвёртых, они будут жить безопасно. Божий завет обеспечит безопасность, не сравнимую с тем, чем обладали люди на протяжении веков. Когда есть угрозы вторжения, болезней и голода, это уже не безопасная жизнь. Такие угрозы устрашили людей, но Бог рассеет атмосферу страха.

В-пятых, Он произведёт “насаждение славное” (ст. 29). Плодородие этой земли станет известно на весь мир.

Это произведёт шестое благословение: “и не будут уже погибать от голода на земле” (см. 36:29). Неурожаи, которые опустошали землю и приносили с собой нищету и голод, больше не будут губить людей.

В-седьмых, Божий народ больше не будет терпеть посрамления от народов. Иезекииль часто повторял, что Израиль стал посмешищем для народов (25:6; 36:6, 15; см. Пс. 73:10; 122:3, 4). Этот позор скоро закончится.

Стих 30. Когда у израильтян будут все эти благословения завета мира, они должны будут признать во всём этом руку Господа. Люди осознают, что Господь всегда был их Богом. Они начнут понимать, что из-за их греховности Ему пришлось наказать их. Однако, в конечном счёте, Его любовь проявится в их возвращении на родину. Бог докажет, что Он с ними и что Он по-прежнему рассматривает дом Израилев как “Мой народ”. Хотя в этом “завете мира” можно увидеть некоторые прямые обещания, ограниченные определённым периодом времени (например, в деяниях Зоровавеля, Ездры и Неемии), такой смысл маловероятен. Лучше рассматривать этот стих как продолжение обсуждения деятельности назначенного Богом пастыря и достигнутых им результатов. Этот завет, обещающий, что Иисус посредством благой вести принесёт мир, благословления и безопасность (Евр. 8:6), во многом похож на завет, данный в Иер. 31:31-34.

Стих 31. Понятно, что в этом отрывке Бог говорит не об овцах, а о людях. Тем не менее, ласковый, нежный образ Божьего народа как Его овец — “овцы паствы Моей” — прекрасен. Этих людей делало особенными то, что они находились в Его пастве. Это так же верно и сегодня. Наша значимость видна не в том, что мы сделали или накопили; нет, наша ценность видна тогда, когда мы соответствуем образу Сына Божьего (Рим. 8:29, 30).

Эта весть мира закладывает основание для следующих пяти глав (35—39), в которых одна за другой рассматриваются и устраняются угрозы мирному существованию Израиля:

“Это возвещение о завете мира обеспечивает переход к последующим посланиям, переданным в серии из шести прорицаний. В каждом из идущих далее четырёх обращений разрабатывается один из аспектов завета мира. В Иез. 35:1—36:15 описывается, как в порядке подготовки возвращения Израиля на свою землю будут изгнаны и осуждены иноземные народы-грабители. Послание в 36:16—37:14 представляет собой прекрасный, богатый описаниями рассказ о том, как Бог возвратит Израиль на его землю. В Иез. 37:15-28 говорится о полном воссоединении нации и исполнении её заветов, когда будет установлен данный завет мира. В заключение, в Иез. 38—39, раскрывается концепция постоянной и полной безопасности Израиля в Господе, так как Он помешает последней попытке иноземного государства (Гога) захватить землю Израиля и ограбить Божий народ. Израиль мог ликовать, так как, несмотря на жестокое и неумелое правление последних правителей, он теперь получал заверение, что Бог обеспечит ему совершенное водительство в лице доброго Пастыря, Мессии, который будет заботиться о нём, как это обязан делать пастух. Надежда существовала!” (Ральф Александр).

Церковь Христа