Ранее: Халилла
Меня недавно спрашивали, как я здесь переношу летний зной? Ответила типа того, что ничего особенного, в жару отдыхаю, по прохладе двигаюсь. А потом только стала думать, что то, что привычно и естественно для меня, другому действительно интересно.
Наша семья больше проживала в сельской местности и всё, что было вокруг принималось, как данное, как отец, мать, братья, сестренка, соседи и просто всё вокруг, так и погода, что зимой, что летом, весной или осенью. С весны и до поздней осени мы, дети, бегали босиком и без головных уборов, и в самые солнечные дни никто никогда не получал солнечного удара, даже не слышали о таком.
Я когда-то летнее пекло просто обожала. Мне нравилось, когда солнце пекло тело, а воздух обжигал легкие и, дрожа маревом, поднимался от земли, от булыжника, которым была вымощена дорога до Ташкента. Это потом наложили асфальтовое покрытие, после чего по дороге уже просто так босиком не пройти, стопа могла провалиться в жидкий расплавленный под солнцем асфальт,
и ты мог получить серьезные ожоги.
Мне нравилась выжженная солнцем, пряно пахнущая до одури, степь,
несущиеся при малейшем ветерке большие шары перекати-поля,
движущиеся барханы,
сухой, струящийся шелком меж пальцев, песок,
греющиеся на горячем песке в тени саксаула ящерки.
Нравилось в полдень лежать в лёссе у канала,
берега которого густо заросли дикой мятой и другой растительностью, над которыми не властно солнце,
а какое удовольствие было нестись по бурному течению на автомобильных камерах, когда не замечаешь хлестких ударов поникшей береговой травы.
Удовольствием было купаться на проточном, так называемом, соленом озере, размером около 50-60 метров в диаметре, может и больше, который наполнялся водой с болот,
а потом подниматься вверх и садиться в тину,
видеть сквозь невероятно прозрачную воду, как из-под тебя из изумрудной шелково-бархатистой тины
в разные стороны улепетывает всякая живность, а по поверхности, когда успокоится поднятая тобой волна, рассматривать снующих по поверхности водомерок,
плавунцов
и других не менее интересных насекомых.
В другой раз можно было поплавать рядом со змеями на том же озере или в канале, вытекающем из него, которых мы называли стрелками,
а в густой растительности по берегам каналов наблюдать и ловить стрекоз разных размеров и самых невероятных расцветок,
гоняться за бабочками.
Нравилось, что в полдень село практически было безлюдным, взрослые прятались по домам или в тени, только детям жара была нипочём носились по селу, как те же жуки-плавунцы туды-сюды, да привязанные коровы лениво щипали траву вдоль канала. Удовольствием было поваляться в небольшой яме в глиняной жиже,
а потом ополоснуться водой из арыка, протекающем за домом, обливая друг друга из ведра.
Но то в детстве, а повзрослев в полдень и то только при крайней необходимости, уже предпочитаешь пройти по той стороне улицы, где есть тень. а так вообще стараешься выйти из дома рано утром, либо тогда, когда спадёт жара. Хорошо если есть возможность сходить на реку, канал, озеро и вообще на любой водоём, но это уже не каждый день, а наездами. В основном домашний душ, обтирания, частые умывания.
Я последний раз была на Аму-Дарье в 1972 году, а потом посчитала, что неприлично женщине с детьми в купальнике перед людьми светиться. И всё. Понимаю, что комплексы, да и тогда понимала, но свой «стоп» больше никогда не перешагнула.
Со временем отношение к жаре менялось, скорее менялось её восприятие организмом. В самую жару мой организм начинал потеть так, что всем вокруг казалось, что меня водой облили, пот буквально сочился из каждой поры моего тела, дорожкой стекал по лицу, по спине, груди и я не знала, что с этим делать, воды пила мало, но и это не помогало.
Сейчас почти не выхожу из дома, зато Ева, моя правнучка носится в любой час дня по двору, но тени во дворе много,
уговариваем её одеть головной убор хотя бы какой-то, но она уходит, а убор у порога где-нибудь лежит.
Онега тоже из-за онкологии прячется от большого солнца, выходит в магазин или по делам уже тогда, когда жара спадёт, по вечерней прохладе, а в крайней необходимости одевает широкополую шляпу и старается пройтись по теневым сторонам улиц.
Живём на первом этаже и это нас спасает, окна практически открыты всегда, не закрываем их даже на час в сутки, дома легкий сквозняк, но всё равно жарко. Лана живёт на третьем этаже и никакой сквозняк её не спасает, у неё жарче, чем у нас. Когда солёный пот начинает жечь лицо, идём умываться или принимать душ и так может быть несколько раз в день. Практически сауна на дому. Снятая одежда через полчаса на ощупь напоминает бумагу, а не ткань.
Вот так жили раньше и живём сейчас в жаркие дни лета. А как Вы?
Далее: Мои странные мысли.
Мои воспоминания про меня и мою семью, а читателям, впервые оказавшихся на моих страницах, предлагаю читать мои повествования с самого начала со статьи "История знакомства моих родителей" для этого вам просто надо навести курсор на слова, выделенные здесь голубым цветом, и нажать мышку. Чтобы читать продолжение, достаточно нажать на название следующей статьи, тоже выделенной голубым цветом, после слова "Далее".
Прошу выражать своё отношение к статьям лайками, делиться с друзьями в соцсетях, комментировать и подписываться. Мне нужна Ваша поддержка, буду Вам очень благодарна.