С одними людьми легко общаться и договариваться, а с другими контакт совершенно не складывается. Одна из причин этого – использование разных каналов коммуникации. Пол Уэр выделил три возможные области контакта, которые используются при общении с другим человеком: мышление, чувства и поведение. Он предположил, что для успешного установления и поддержания контакта нужно обращаться к этим трем областям в определенной последовательности.
По Уэру у каждого человека есть три контактных двери:
- открытая дверь (общение выстраивается без проблем),
- дверь-цель (необходима для установления взаимопонимания),
- дверь-ловушка (канал закрыт).
Понимая каналы общения человека, можно легко поддерживать с ним контакт. При установлении первого контакта самым эффективным будет обращение к области, которая соответствует его открытой двери. Далее можно двигаться к двери-цели. Если обратиться («зайти») к человеку в неправильном порядке, то он, скорее всего вас заблокирует.
Если один говорит на языке эмоций, а другой пытается показать что-то своим поведением, то в результате может возникнуть недопонимание.
Как определить канал коммуникации?
Напишите 5-6 предложений о том, как прошел ваш вчерашний день.
Далее обратите внимание, что больше присутствует в тексте:
- описание действий (пошёл, сделал, увидел и т.п.),
- рассказ об эмоциях (я почувствовал, меня затронуло, было грустно или весело и т.п.),
- описание мыслей (я подумал, спланировал, представил и т.п.).
Это покажет, в какой области контакта вы оказывается чаще. Прислушиваясь к собеседнику, можно понять, какой канал коммуникации открыт у него.
В спокойном естественном состоянии мы можем свободно перемещаться по этим областям контакта. В стрессе последовательность дверей контакта становится фиксированной. И если в этот момент к нам обратятся через дверь ловушку, то мы будем обороняться и защищаться.
Человек может больше доверять поступкам, чем словам, и, выражая эмпатию стремиться что-то сделать для другого. Поддержка и выражение симпатии для таких людей – это приготовить чай, починить что-то, помочь с домашними делами и т.п. Выражать свои чувства словами бывает трудно, но поступки могут о много говорить. Проблема возникнет, когда партнер ждет эмоционально выражения и может воспринять такое поведение как холодность.
Как важно за словами разглядеть поступки, так и важно увидеть, что говорится на языке действий.
Общение через эмоции – это человек праздник, люди с этим основным каналом коммуникации очень любят внимание. Часто это яркие, эмоциональные, приятные в общении личности, но рутина и ровный темп жизни их утомляют. Они дают и требуют страсть. Для такого типа людей очень важно внимание и следствием этого они могут быть как яркими, общительными и соблазнительными, так и болезненными или провоцировать на конфликты, добиваясь ответных эмоций. Здесь внимание равно любовь. Критиковать действия в такой ситуации бесполезно, но можно пригласить поразмышлять (дверь-цель).
Канал коммуникации мышление формируется в семье, где уделялось внимание практичной стороне, делалось то, что полезно, хорошо, а что ребенок чувствует, было менее важно. Достучаться до родителей можно было только аргументами и доводами. В результате этот способ общения и стал основным.
Какой преобладающий канал коммуникации у вас? И удается ли «открыть» двери контакта ваших собеседников?
Автор: Новочук Павел Александрович
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru