Всем привет! Сегодня я хотел бы поговорить о плюсах и минусах такой известной торговой площадки как АВИТО, которая является практически прямым аналогом таких маркетплейсов, как ОЗОН или Вайлдберис, только на Б/У рынке, и с учетом своих особенностей.
Наверняка многие из вас помнят, что у АВИТО раньше существовало несколько конкурентов, таких как ЮЛА, МОЛОТОК и различные барахолки в соцсетях (некоторые из них живы до сих пор).
Однако именно торговая площадка АВИТО обладала самым высоким процентом живучести, так как имела ряд серьёзных преимуществ:
- простота регистрации и размещения объявлений;
- возможность размещения до 10 фото + ссылка на видеоролик;
- широкий охват аудитории (практически вся территория РФ);
- идентификация продавца и подтверждение документов;
- хороший запас по объему текста в описании;
- наличие рейтинга и отзывов и т.д.
В целом, преимуществ у АВИТО хоть отбавляй. А что касательно альтернативы для поиска и подбора Б/У велосипедов, то её практически нет. Иными словами, если хотите найти Б/У велосипед, бесполезно искать его на барахолках в соцсетях, так как выбор и актуальность самих объявлений, будет гораздо выше именно на авито.
Однако самым слабым звеном в этой ситуации является недостаток информации и знаний о велосипедах, как у тех, кто их продает, так и у тех, кто их покупает.
Начнем с продавцов. В большинстве случаев, описательная часть навесного оборудования, просто копируется с сайта. Причем нередко в такой огромной простыне напрочь отсутствует самая главная информация – размер колес и размер рамы. И если вы ищете велосипед, к примеру, на 29 колесах, с размером рамы L, то приходится либо звонить, либо писать продавцу с банальными вопросами. Вы спросите, ну и что тут такого? Ничего если вы рассматриваете 2-3 объявления. А если их не меньше 10? При этом продавцы могут не брать трубку, не отвечать на сообщения и банально не знать этих основных параметров. Даже запись о том, что перед продажей было сделано ТО велосипеда, еще ничего не значит. Объясню на наглядном примере. Очень часто в мастерскую заходят владельцы великов, и на вопрос какое именно ТО было произведено год назад или более, толком ответить не могут. На лицо нежелание разбираться в каких-либо нюансах, что на руку некоторым нечистоплотным механикам.
Фото самих велосипедов, это отдельная история. По факту, нужно сделать два основных фото в профиль с двух разных сторон (с достаточным уровнем освещения), чего вполне достаточно для опытного взгляда, чтобы понять какое навесное стоит на велосипеде. Потом достаточно сфотографировать все основные узлы, что вполне умещается в лимит 10 фото. Но если вы посмотрите на большинство объявлений, то мало того, что они сделаны криво, и в недостаточной освещенности (например ночные фото, или фото в контрсвете, когда виден только профиль рамы, и т.д.), но и в большинстве своем не дают необходимой информации. При этом зачастую, продавцы банально не понимают того, что выдавая не полную информацию, они будут терять время на лишние звонки и осмотры.
Что же до ценообразования, то тут также присутствует полный хаос. Зачастую, цена определяется так: смотрим сколько стоит продаваемая модель сейчас (годы и комплектация почему-то не учитываются напрочь), и от неё отнимают скажем максимум 20 процентов. Либо берут цену с чека покупки, и опускают её просто на глаз, или по желанию своей левой пятки. О том какой пробег у велосипеда, как давно делали ТО (делали ли вообще?), ресурс навесного и т.д., никто не задумывается. Велосипед и велосипед. Вроде ездит, а чего еще надо?
По поводу ТО это отдельная песня. Так как в большинстве случаев ни один из продавцов (исключения все-таки имеют место), не обслуживает велосипед перед продажей, а это значит что покупатель может заранее попасть на банальные расходники, которые стоят денег. Самым распространённым явлением в этой сфере является растянутая цепь, с подточенными зубьями на кассете/трещотке. Наличие восьмерок на колесах, люфт во втулках или рулевой, усталость манеток (не переключающих на часть передач), распушенные или ржавые тросики, требующие ТО вилки и прочая «радость» - все это может ожидать покупателя. Причем продавец обо всех этих недостатках может и не знать, просто в силу того, что он не разбирается в таких тонкостях. При этом стоимость самих расходников и их устранение, может достигать до 30% от общей стоимости велосипеда. И хорошо, если на раме нет трещин, которые можно заметить лишь при детальном осмотре. Хорошо, если вы пользуетесь услугами специалиста по подбору б/у велосипеда, который обладает необходимыми знаниями, и на месте осмотра сразу может подсчитать стоимость ремонта или замены. При этом он сам может потратить время на поиск, и найти то что необходимо покупателю, с учетом его бюджета.
Отдельной статьей в покупке/продаже Б/У велосипедов являются так называемые «перекупы». Сама по себе деятельность перекупа вполне простая – купить Б/У велосипед, как можно дешевле, и продать его со своей наценкой. Но тут каждый зарабатывает как может, и не стоит сразу ругаться. Все таки у такого человека должно быть помещение для хранения великов, свой транспорт и свободная сумма для покупки. Но в большинстве случаев, перекуп ничего не вкладывает в свою покупку, и перепродает велосипед без предпродажной подготовки. Иногда такие велосипеды продаются даже с ненастроенными переключателями, хотя сами переключатели могут быть в отличном техническом состоянии. Сами по себе перекупы, сильно влияют на динамику появления новых объявлений. Если новичку, и вообще неопытному покупателю, нужно еще подумать над тем купить ли понравившийся велосипед, то перекуп купит его очень быстро в течении часа, зная о том, что цена велосипеда и его состояние позволят заработать. Распознать недобросовестного перекупа очень просто – зайдите в его профиль, посмотрите внимательно на фото и описание велосипеда. В конечном итоге посмотрите на отзывы. В моей практике было много случаев, когда клиенты, купив пару велосипедов у таких перекупов, привозили на ТО, и оказывалось что благодаря необходимости замены старых узлов, а также общего ТО, стоимость расходов нередко составляла до 50% от стоимости велосипедов. Был даже случай, что клиент возвращал велики обратно, и на следующий день они снова появлялись в продаже по той же самой цене, без каких-либо изменений.
Встречаются и добросовестные продавцы Б/У велосипедов, для которых это уже сложившийся бизнес, а, следовательно, их работа имеет определенные признаки качества:
- подробные четкие фотографии;
- полное описание навесного оборудование с указанием проведенных работ;
- положительные отзывы и приличный возраст профиля.
Покупая велосипед у такого профи своего дела, вы можете быть уверены, что велосипед находится в рабочем техническом состоянии, общая стоимость которого существенно ниже рыночной. И надо отдать должное таким специалистам, так как они тратят свои деньги и время на то чтобы покупатель в конечном итоге приобрел хороший велик по хорошей цене. При этом вам никто не станет «впаривать» велосипед, который заранее не подходит вам по росту, или уговаривать вас купить его в силу каких-то там мифических преимуществ, акцентируя ваше внимание на одном и умалчивая о действительных недостатках, которые можно списать на неправильную эксплуатацию.
Но, покупая Б/У велосипед, нужно помнить одну важную вещь – никаких гарантий на авито нет и быть не может. Если вы потрудились узнать хотя бы про основы технических параметров, то будьте готовы что вас кинут легко и просто. Правда не будем забывать и про тех покупателей, кто «сам обманываться рад». А другими словами, про тех, кто, имея желание приобрести велосипед, ориентируется в первую очередь на внешний вид и низкую стоимость. В большинстве случаев, ориентация на низкую стоимость, приведет лишь к тому, что вместо нормального велосипеда, вы приобретете вело-хлам. Таких объявлений на авито большинство, причем как продажа новых велосипедов (привезенных с Китая по самой низкой цене), так и Б/У.
В первом случае все понятно. Вот вам новый велосипед, а уж что с ним будет потом, это ваши проблемы. Поэтому не стоит думать, что так называемые «АШАН-БАЙКИ» продаются только в супермаркетах. На авито их никак не меньше. И хотя зачастую, цена таких великов на том же ОЗОНе еще ниже, продажа через авито имеет несколько преимущественных отличий:
- можно держать только склад и место для сборки, без наличия магазина и расходов связанных с его содержанием;
- можно купить такой велик сразу, предварительно осмотрев его;
- в отличии от ОЗОНа, велосипед будет собран заранее и не нужно будет тратить деньги на сборку если личного опыта в этом вопросе нет.
Однако чудес тут не бывает, и никто в убыток не будет ничего продавать. Если с продавцами новых великов все относительно ясно. То с продавцами Б/У вело-хлама, тоже ничего нового не произошло. Обычно это первый велосипед, который спустя некоторое время и отсутствия должного обслуживания, начинает жестко сыпаться. Как правило стоимость восстановления таких велосипедов составляет чуть больше половины нового – достаточное основание чтобы избавится от такого балласта и купить что-то более вменяемое. Так что круговорот такого вело-хлама довольно интенсивен. Покупают-обжигаются-продают-покупают получше.
Исключение низкой цены тоже имеют место быть. Как правило это владельцы велосипедов (зачастую из среднего класса), которым их либо подарили, либо их забросили по ненадобности. И если продавец не особо нуждается в деньгах, то сливает свой велосипед иногда за 50% от рыночной стоимости. Но как правило, такие объявления очень быстро перехватываются перекупами, и закрываются в течении дня или даже одного часа.
Другое дело это предложение услуг по ремонту велосипедов через авито. Все дело в том, что подобными объявлениями, интересуются в основном либо новички, либо те, кому хочется сделать ремонт поближе к дому, чтобы не везти велосипед через весь город. У более опытных владельцев, обычно уже есть знакомые мастера, к которым они время от времени обращаются.
Отдельная категория тех, кто привык что все поломки им сделают на дому. Хороший мастер не станет ездить по домам, в силу личной занятости и необходимости таскать с собой кучу инструментов. А кроме того, мастер по вызову, постарается делать свою работу только в рамках пожеланий самого заказчика. Проводить полную диагностику, это как минимум открыть дополнительные проблемы, которые придется решать либо при повторном заезде, либо отвозя велик к себе в мастерскую. Ну и конечно никто не отменял наценку за приезд.
Поэтому лично я, на авито не очень надеюсь, так как из 100% потока клиентов, на авито приходится лишь процентов 5-10, не больше. При этом количество откровенно глупых (в основном по незнанию) вопросов относительно ремонта, наоборот зашкаливает. Вместо прямых звонков, обычно хотят узнать сразу общую стоимость ремонта. При этом разумно объяснить, что именно сломалось и где, могут далеко не многие. Это все равно что требовать от врача, определить диагноз без осмотра, основываясь исключительно на сбивчивых показаниях самого пациента. И тем не менее, такие сообщения встречаются очень часто. Правда выхлоп от них небольшой. Из 10 договоренностей, приезжают по факту 1-2 человека. Другие просто сливаются, ссылаясь на занятость или без объяснения причин.
Что же до запчастей. То как мне кажется, другие маркет-плейсы составляют куда более серьёзную конкуренцию, особенно если речь идет о новых запчастях по низким ценам. Правда и тут есть свою нюансы. Дело в том, что многие не разбираются в вело-железе, и часто покупают то, что как им кажется, подходит под велосипед. Здесь количество глупых вопросов возрастает в разы. Лично я, использую данную площадку как наглядный прайс-лист для своих клиентов, куда можно в любой момент заглянуть чтоб ы освежить в памяти ту или иную цену. А так, я рекомендую покупать запчасти в магазинах, где вам могут помочь с выбором, и если что обменять, в том случае если запчасть не подошла. Единственное исключение в этом вопросе, составляют те продавцы, которые торгуют новыми запчастями высокого уровня (к примеру педали от 5 тысяч и выше, вилки и т.д.), чем не могут похвастаться как магазины, так и маркет-плейсы, заточенные в основном на массового потребителя. Если у вас назрело серьёзное кастомное решение по сборке нового велосипеда, то без таких вот продавцов эксклюзива, вам просто не обойтись. Так как в магазинах, подобных запчастей скорей всего не будет, а работа с импортными торговыми площадками невозможна из-за санкций.
Если подвести краткое резюме, то скажу следующее. Для приобретения б/у велосипеда - АВИТО является наиболее удобным приложением. Зачастую, в самой идее купить б/у велосипед, нет ничего зазорного. С учетом высоких цен, есть смысл купить Б/У велик по цене магазина, но при этом само оборудование велика будет выше уровнем и надежнее. Также Б/У велосипед хорошо подходит для тех, кто только начинает катать, и еще не знает понравится ли ему или нет. Но Б/У есть Б/У, а это значит, что без услуг профессионального подборщика (он же мастер по ремонту), обойтись возможно, но риск нарваться на проблемный велик очень высокий. Либо, стоит потратить время и изучить данный вопрос самому, чтобы при осмотре обратить внимание на те или иные узлы.
Что же да запчастей, то на авито такие покупки оправданы только в том случае, если вы точно знаете, что данная запчасть вам подходит. В других случаях, проще переплатить и обратится в магазин, получив не только консультацию, но и вернув запчасть в течении двух недель.
Поиск частного мастера по ремонту, может быть оправдан как минимум двумя факторами – близостью расположения мастерской и более быстрыми сроками ремонта, так как в крупных магазинах, очередь на ремонт велосипедов в сезон, нередко достигает до двух недель ожидания.
И наконец еще один нюанс. АВИТО это не магазин. А, следовательно, с продавцом тоже нужно договариваться о времени и месте встречи. И если при звонке не берут трубку или не отвечают на сообщения, значит продавец не особо заинтересован в продаже. Не тратьте попусту время и ищите другие объявления Помните одно, здесь вам никто и ничего не должен. У всех разные причины продажи, и в самый последний момент продавец в праве отказать вам, просто по причине неадекватного поведения. Уважайте себя и продавца, так как в следующий раз на его месте можете быть вы. Не стройте из себя олигарха, иначе, если вы такой крутой и богатый, зачем не пошли в магазин за новым велосипедом? Тоже самое можно отнести и к общению с механиком. Так как проблемы с великом не у него, а у вас, и вы пришли с помощью.
Если отбросить все современные реалии с приложениями и сайтом, АВИТО – это большой живой рынок, с виртуальными прилавками, и выдачей товара в разных местах.
На этом у меня все! До новых встреч.
Влад
YASTREB CASTOM
P.S. Подписывайтесь на мой ЮТУБ канал
https://www.youtube.com/channel/UCd6gpO5G_JlagCDjYkdX..
или его дубль на Дзене - https://zen.yandex.ru/id/622f75b0258a14448f80f5e5
Или его дубль на РУТУБЕ - https://rutube.ru/channel/25532775/
#велоремонтвростовенадону
#велоремонтнасельмаше
#ТОвелосипеда
#апгрейдвелосипеда
#YASTREBCASTOM
#youtubeyastrebcastom
#rutubeyastrebcastom
#яндексдзенyastrebcastom