Гибель итальянского лайнера «Андреа Дориа» — одна из самых известных морских катастроф, произошедших после Второй мировой войны. Корабль затонул 26 июля 1956 года после того, как его протаранил шведский круизный лайнер «Стокгольм». Погибли 52 человека, в том числе 5 на борту теплохода «Стокгольм». Всего было спасено 1662 человека.
Андреа Дориа
Итальянский лайнер «Андреа Дориа» не был ни самым быстрым, ни самым большим пассажирским судном в мире. Однако считался очень роскошным и безупречным с точки зрения безопасности, так как был оснащен современным радаром. История корабля восходит к началу 1950-х годов и связана с реконструкцией итальянского флота после Второй мировой войны.
Во время войны Италия потеряла практически весь свой флот, как военный, так и гражданский, а многие пассажирские суда были потоплены или переданы в качестве военных репараций другим странам. В результате итальянским судовладельцам в послевоенный период пришлось начинать восстанавливать свой флот с нуля. «Андреа Дориа» стал первым из новых пассажирских лайнеров, построенных в рамках восстановления флота. Киль был заложен 9 февраля 1950 года на верфи Ansaldo в Генуе, спущен на воду 16 июня 1951 года, а 14 января 1953 года корабль вступил в строй.
Лайнер имел длину 213,8 метра и водоизмещение 29 100 брт. Силовой установкой были две паровые турбины мощностью около 50 000 л.с., обеспечивающие крейсерскую скорость 23 узла и максимальную скорость 26 узлов. Корабль мог перевозить 1241 пассажира в трех классах: 218 в первом классе, 320 в каютном классе и 703 в туристическом классе. Экипаж состоял из 563 человек. Помимо богато украшенных интерьеров, пассажиры могли пользоваться аж 3 бассейнами — в каждом классе был свой бассейн, что по тем временам было в новинку. При постройке корабля большое внимание уделялось вопросам безопасности. Двустенный корпус делился на 11 водонепроницаемых отсеков, два из которых могли быть полностью затоплены, и корабль оставался на плаву. Андреа Дориа также получил современный навигационный радар.
Первые годы эксплуатации лайнера были очень плодотворными. Всего за три года корабль совершил 100 рейсов через Атлантику. Они протекали относительно спокойно, но вскоре выявились некоторые конструктивные недостатки. Однако это не помешало дальнейшей эксплуатации агрегата. К сожалению, 25 июля 1956 года успешная карьера лайнера подошла к концу.
Трагическая ночь
В ночь на 25 июля 1956 года «Андреа Дориа» отплыл от острова Нантакет у побережья Соединенных Штатов в свое 101-е атлантическое путешествие. На борту находились 1134 пассажира и 572 члена экипажа — всего 1706 человек. Это было непростое плавание, так как корабль шел в очень густом тумане, затруднявшем обзор — временами с мостика не было видно даже носовой части. Тем не менее опытный капитан Пьеро Каламаи не стал сбавлять обороты, желая в запланированные сроки добраться до Нью-Йорка. Он ограничился отправкой наблюдателей в нос и закрытием всех переборок.
В 22:45 радар судна засек еще один корабль, приближавшийся почти прямо по курсу. Из-за расстояния между судами экипаж итальянского лайнера спокойно продолжал плавание, осознавая, что корабли пройдут правым бортом, а не левым (как обычно положено). Также не была установлена радиосвязь с приближающимся судном, которым был шведский круизный лайнер «Стокгольм». Третий помощник командира второго судна Йохан-Эрнст Карстенс-Йоханнсен также заметил на своем радаре приближающееся судно, но показания прибора были неточными, так как, по данным радара, «Андреа Дориа» находился с левого борта «Стокгольма», а не с правого, как это на самом деле было.
В 23:05 оба корабля подошли очень близко друг к другу, и капитаны начали маневрировать, чтобы безопасно разойтись. К сожалению, экипаж «Андреа Дориа» не заметил, что приближающееся судно поворачивало направо, прямо на них, тогда как стокгольмский экипаж, полагаясь на неверные показания радара, повернул прямо на итальянский лайнер.
Через некоторое время наблюдатели на обоих судах заметили, что корабли идут на встречу друг другу, но предпринимать какие-либо действия было уже поздно. В 23:10 «Стокгольм» ударил «Андреа Дориа» в борт, пробив ее ледокольный усиленный нос примерно на треть длины корпуса итальянского судна. Удар был очень сильным и буквально разорвал корпус лайнера на части. Карстенс-Йоханнсен немедленно дал команду «полный назад», но, к сожалению, это привело к расширению бреши и затоплению большего количества отсеков итальянского судна. «Стокгольм» ударил Андреа Дориа почти под прямым углом, поэтому, хотя вся носовая часть была смята, повреждения не угрожали потоплению крейсера.
Растерянный экипаж итальянского лайнера тут же начал хаотичную спасательную операцию. Был отправлен сигнал SOS, но решение покинуть судно было принято только через 30 минут. К сожалению, «Андреа Дориа» в то время уже сильно кренило на правый борт, потому что вода, попадавшая в корпус, стала переливаться в пустые топливные баки. Это делало невозможным опускание пинасов левого борта, и пассажиров приходилось спускать на веревках, чтобы попасть в пинасы правого борта.
Часть экипажа в панике бежала с «Андреа Дориа» на первых же спасательных шлюпках, а остальные провели сложную и опасную спасательную операцию. Небольшое количество доступных спасательных шлюпок сделало эвакуацию очень медленной. В то же время капитан Каламаи все еще надеялся, что поврежденный лайнер можно будет отбуксировать в порт или, по крайней мере, близко к берегу для спасения.
Первые корабли прибыли к месту крушения всего через несколько часов — менее чем через полтора часа после столкновения первым прибыл грузовой корабль «Кейп Энн», последующие корабли прибыли на несколько часов позже. Французский лайнер «Иль де Франс» внес наибольший вклад в спасательную операцию, прибыв всего через 3 часа после столкновения. Также много людей взял на борт «Стокгольм», который остался на плаву. «Андреа Дориа» удалось дотянуть до утра следующего дня. В 9.00 Пьеро Каламаи последним покинул палубу.
Наконец, в 10 часов 09 минут 26 июля 1956 года в 2,93 км от места столкновения корабль затонул. На борту погибло 47 человек (или 46 по некоторым данным), еще 5 человек погибли на борту «Стокгольма». Шведский экипаж, быстро закрепив поврежденный нос, в сопровождении других кораблей отплыл в Нью-Йорк для ремонта.
Катастрофа, которой не должно было случиться
Гибель «Андреа Дориа» стала примером катастрофы, которой не должно было случиться. Оба экипажа видели друг друга на радарах и имели все возможности избежать столкновения. К сожалению, из-за неверных решений и неисправности радара на борту «Стокгольма», произошло столкновение обоих кораблей. Ситуацию усугубляло и то, что шведский корабль врезался в итальянский лайнер практически под прямым углом, нанеся немало повреждений благодаря своей усиленной конструкции. Хотя формально в катастрофе виноват шведский экипаж, ошиблись и итальянцы, так как двигались слишком быстро для сложившихся условий и решили разойтись правым бортом.
Многолетнее расследование и судебный процесс между судовладельцами привели к мировому соглашению, в соответствии с которым две компании создали фонд для семей жертв катастрофы. Выводы, сделанные в результате анализа аварии, привели к изменениям в регламенте, важнейшим из которых стало введение требования об установлении радиосвязи между сближающимися судами в сложных метеоусловиях. Кроме того, был усилен акцент на обучении экипажей работе с РЛС, введены нормы точности радиолокационных приборов.
_______________________________
Интересное криминальное чтиво на канале ЖЕСТЬ